КСП: «дорожные» деньги в регионе расходовались неэффективно
Как отметили в КСП Кировской области, расходы на реализацию регионального проекта в 2019-2024 годах составили более 1 млрд 135 млн рублей. Эти деньги были потрачены в том числе на установку автоматических пунктов весогабаритного контроля (262 млн рублей), увеличение количества стационарных камер фото- видеофиксации (582 млн рублей), внедрение интеллектуальной транспортной системы (276 млн рублей).
В 2022-2024 годах на областных автодорогах введены в эксплуатацию два пункта весогабаритного контроля, установлена 121 камера фото- видеофиксации нарушений ПДД, в Кировской городской агломерации созданы отдельные элементы интеллектуальной транспортной системы. «В ходе контрольного мероприятия отмечено отставание в сроках исполнения мероприятий по всем направлениям регионального проекта», - сообщили в КСП Кировской области.
С 2019 года до настоящего времени не установлены еще три пункта весогабаритного контроля из пяти необходимых. В ведомстве отметили, что нарушение обязательств подрядчиком не позволяет завершить мероприятия по установке этих пунктов ранее мая текущего года. В КСП сообщили, что невыполнение мероприятий по установке пунктов весогабаритного контроля не позволяет контролировать передвижение транспорта с превышением весогабаритных параметров, который наносит ущерб состоянию дорог. «Кроме того, областной бюджет недополучает дополнительные доходы от взыскания штрафов с нарушителей. Только за декабь 2024 года по итогам штатной эксплуатации лишь двух функционирующих пунктов весогабаритного контроля было наложено штрафов на общую сумму порядка 10 млн рублей», - сообщили в КСП.
В Контрольно-счетной палате отметили, что эффективность работы двух введенных в эксплуатацию пунктов значительно снижается из-за недобросовестности водителей большегрузов: они скрывают регистрационные номера своих авто. «В результате почти 80% фиксируемых нарушений весогабаритных параметров (порядка 400 в месяц) попадают в брак, а областной бюджет недополучает доходы от штрафных санкций — 200-400 тыс. рублей за каждое нарушение.
Администрация города Кирова также допустила нарушения: ею не была обеспечена своевременная реализация мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы, в том числе по разработке заявки на получение софинансирования из федерального бюджета. Кроме этого, в 2022-2024 годах при проведении первого и второго этапов внедрения ИТС (интеллектуальной транспортной системы), подрядной организацией в отсутствие необходимого контроля заказчика ненадлежащим образом исполнялись контрактные обязательства. А именно: допущены нарушения как по срокам, так и по объемам выполнения работ, отсутствует необходимая исполнительная документация, экспертиза работ проведена недостаточно объективно и не в полном объеме.
КС также установила факты отказа подрядчика от проведения гарантийных работ на основании необеспечения заказчиком надлежащего содержания, обслуживания и сохранности элементов ИТС, поскольку в бюджете города Кирова на 2024 год не была предусмотрена необходимая сумма на ее содержание.
Для внедрения ИТС в Кирове были обновлены светофоры, приобретены и смонтированы камеры видеонаблюдения, переферийное и иное оборудование. Однако в настоящее время ИТС не в полной мере выполняет функции по автоматическому регулированию и обеспечению безопасности дорожного движения. «Вследствие несвоевременной реализации мероприятий по внедрению ИТС произведено замещение части финансирования из федерального бюджета собственными средствами областного бюджета (79,7 млн рублей в 2023-2024 году)», - сообщили в КСП региона.
В Палате отметили, что в целом при реализации регионального проекта в плановом объеме выполнены только мероприятия по установке стационарных камер фото- видеофиксации нарушений ПДД. Но и они установлены со значительным отставанием от первоначальных сроков, что лишило областной бюджет доходов от штрафов за нарушение ПДД, а также повлекло дополнительные расходы, поскольку дорожные камеры выросли в цене. «Кроме того, КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» допущено неэффективное использование средств областного бюджета (13 млн рублей) на приобретение камер, которые не были установлены на автомобильных дорогах либо эксплуатировались без использования ресурса по фиксации нарушений ПДД», - сообщили в Контрольно-счетной палате региона.