Претензии к водителям и минус 1 выделенка: глава астраханского минтранса раскрыл дорожные карты
Дефицит водителей для астраханских автобусов, странности дизайна остановочных комплексов, причины неисправности транспорта. А также планы по речным перевозкам и модернизации аэропорта «Астрахань». Об этом рассказал региональный министр транспорта и дорожной инфраструктуры Алексей Чепяков во время пресс-конференции, которая состоялась 29 января 2025 года. Сразу скажем, интересной информации было озвучено много. Но чтобы узнать ответы, журналистам порой пришлось постараться.
Тайна за семью печатями
В 2023 году в Астрахани стартовала трехэтапная транспортная реформа. На линию вышли автобусы большой вместимости. Постепенно к «гигантам» присоединились их «собратья» среднего и малого класса. Всего порядка 400 единиц «синенькой» техники, курсирующей по 48 маршрутам. Подготовка к преобразованиям была начата двумя годами ранее, в 2021-м, с создания документов транспортного планирования и нормативной базы. Результаты такой работы, по словам министра, были отмечены, в том числе, и на федеральном уровне. А самое главное, их положительно оценили сами астраханцы.
Однако ряд «болевых точек» еще остается. Одна из них – нехватка водителей автобусов. Поэтому журналисты поинтересовались, как же решается кадровый вопрос? Но ответа сразу получить не удалось. Чепяков рассуждал о сложной геополитической обстановке и санкциях, о большом количестве перевозчиков, имеющих подвижной состав.
«Почему у нас такие перепадки были, немножко с оттяжкой, со сдвигом вправо, нам приходилось делать шаг назад в связи с изменением федерального законодательства», — сказал чиновник.
Похоже на заклинание. Или мантры? Впрочем, глава ведомства и сам понял, что отклонился от темы. Но до ответа было далеко. Сначала – краткий экскурс в центр единой системы управления общественным транспортом. Здесь трудятся около 80 диспетчеров, контролирующих ситуацию на городских улицах. Они отслеживают движение автобусов, количество пассажиров, каждую трансакцию.
![](https://astrakhanpost.ru/wp-content/uploads/2025/01/-%D0%A7%D0%B5%D0%BF%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2-e1738265657725.jpg)
Думали, что кадровая тайна так и останется под грифом «секретно». И все-же она была выдана. Так в настоящее время на астраханских автобусах работает порядка 800 водителей. Вакансий около 300. Но тенденция, считает чиновник, положительная. А «новобранцев» планируется привлекать, в том числе, и из числа «рулевых» маршруток. Конечно, им придется пройти стажировку. Все-таки автобус – не «Газель».
Уточняем, а какова зарплата водителей автобусов. Не сразу, но узнаем, что от 70 тысяч рублей до 120 тысяч в зависимости от класса транспортного средства. Но если с переработками, то может дойти и до 160 тысяч в месяц.
Обещание быстрого решения
Подвижной состав задействован на 90%. Остальной остается в парке. Часть — это резерв на случай выхода из строя какого-то «синенького». А другим требуется ремонт. Поломки бывают, в том числе, и по вине неопытных «рулевых», которые нет-нет, да попадают в ДТП.
«Есть такая проблематика. Он привык на малом классе ездить быстро. Он садится также на автобус», — сетует руководитель минтранса.
Правда, с ремонтом возникают и сложности. Точнее, с запчастями. Те, что установлены на автобусах – китайского производства. Но из-за санкций доставить их проблематично. Например, коробки передачи, мосты, электрооборудование. Но все-таки многое зависит и от культуры вождения.
![](https://astrakhanpost.ru/wp-content/uploads/2024/12/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA-%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-2024-12-28-%D0%B2-14.04.48.png)
Далеко не все «синенькие» заезжают в остановочные карманы. Высаживают пассажиров прямо на проезжей части. Такие жалобы, в том числе, поступали и в нашу редакцию. Министр списал это на менталитет водителей легкового транспорта, которые частенько оставляют свои машины на остановках. Но отметил, что не оправдывает и «рулевых» автобусов и готов к жестким мерам.
«Если водитель где-то не заехал в предусмотренный заездной карман и ему ничего не препятствовало, звоните в единый диспетчерский центр 99-08-01 и сообщите о некорректном вождении водителя. Я быстро на это реагирую. И мне без разницы, хватает ли воительского состава, или не хватает. Я быстро принимаю меры по такому водительскому составу», — подчеркнул Чепяков.
И мы в это охотно верим.
Пациент, скорее, мертв
Стоит вспомнить одну из ранних попыток наладить пассажирские перевозки в Астрахани. ООО «Автомиг» передали 50 автобусов средней вместимости, подаренные Москвой. Но вскоре что-то пошло не так. И окончательно они исчезли после запуска транспортной реформы.
В настоящее время предприятие проходит процедуру банкротства. А еще судится с администрацией города. Первое хочет денег, вторые – транспорт и возмещение ущерба. А что-же с самими автобусами? Теми первыми «синенькими»? А они, как выясняется, по сути умерли.
«Автобусы полностью находятся в неисправном состоянии. Все 50 автобусов. У нас проводилась рабочая встреча и я рекомендовал городу провести независимую оценку технического состояния подвижного состава. Они сейчас находятся в судах. Подано исковое требование со стороны муниципального образования перевозчику «Автомиг» и выставлены исковые требования», — пояснил глава министерства.
![](https://astrakhanpost.ru/wp-content/uploads/2025/01/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81.jpg)
Надежды на то, что впоследствии старые автобусы можно будет использовать на городских маршрутах, по сути, нет. Даже если их отремонтировать. Все они дизельные. Тогда как новые «синенькие» работают на газомоторном топливе. И это весьма существенный фактор, поскольку речь идет об экологичности.
Минус один участок выделенки
Выделенные полосы получили постоянную «прописку» в Астрахани с 3 декабря 2024 года. На 8-и участках 7-и улиц. Однако до сих пор водители в замешательстве. Некоторые дорожные знаки, обозначающие начало полосы, закрыты. К примеру, в районе Кировского рынка. А на путепроводе Вокзальном разметка имеется, а знаки сняты. В общем, чехарда какая-то.
«Мы еще в 2023 году делали эксперимент по выделенным полосам. Увидели положительную динамику. Увеличился пассажиропоток, отразилось это на регулярности движения, на безопасности», — напомнил министр.
Думаем, не все водители согласятся с такой оценкой, ведь помнят «экспериментальные» заторы на Адмиралтейской и Свердлова. Впрочем, эти две улицы в постоянный список уже не попали. А теперь из него исключен и участок на путепроводе Вокзальный.
«Пришли к мнению, что там нет необходимости делать выделенную полосу. Это противоречит безопасности дорожного движения. Поэтому выделенная полоса через путепровод будет отсутствовать», — пояснил чиновник.
![](https://astrakhanpost.ru/wp-content/uploads/2025/01/%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8B.jpg)
Что же касается участка возле ТЦ «Ярмарка», то пробки здесь он объяснил неправильной настройкой светофоров. Также, по его словам, в заторах виноваты и водители личного автотранспорта, которые «не совсем правильно реагируют на эти выделенные полосы». Поэтому следует ужесточить контроль за нарушителями. И в этом поможет мобильный комплекс ПаркРайт. Примерно с февраля он начнет ездить по городским улицам и фиксировать нарушения правил дорожного движения.
«Это будет дисциплинировать водителей», — считает руководитель минтранса.
«Кривое» воплощение планов
Перейдем к остановочным комплексам. Ах, как ярко их презентовали на старте транспортной реформы. И табло, мол, будет, по которому пассажиры смогут отслеживать приближение транспорта. И подсветка, и устройство для зарядки гаджетов. Но «плюшек» не оказалось.
Узкие тесные остановочные комплексы не внушают доверия. Кажется, они не выстоят против сильного ветра. Спасительной тени от жаркого солнца не дадут. И от дождя не укроют. Ну а антивандальная стеклянная стена разлетается вдребезги под натиском вандалов. Такие инциденты происходили в Астрахани уже не раз.
«Изначально, конечно, мы все видели по-другому. Были примеры, приведенные губернатору, которые с его стороны получили одобрение. Но город выбрал немножко другой путь […] Они оснащены в принципе и камерами видеонаблюдения, но что тоже немножко не доведено до ума. Есть там информационные табло, есть, но они тоже требуют программного обеспечения на самих остановках. Должно быть программное обеспечение синхронизировано с тем программным обеспечением, которое у нас находится в единой системе управления общественным транспортом», – рассказал министр.
Трамвайчик тронется?
Астраханцы старшего поколения помнят, как по водоемам курсировали речные трамвайчики. Одни связывали областной центр с многими селами, в том числе запаромными. Добраться можно было довольно быстро, ведь на водных трассах нет пробок, неправильно припаркованных машин и светофоров.
![](https://astrakhanpost.ru/wp-content/uploads/2025/01/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%BB.jpg)
Но в начале двухтысячных этот вид транспорта был признан нерентабельным и, по сути, уничтожен. А причалы, оказавшиеся в стадии брошенок, постепенно разрушились. Однако надежда на «реанимацию» все-таки есть. Так, по словам Алексея Валерьевича, заключен госконтракт с российским университетом транспорта на разработку регионального комплексного плана транспортного обслуживания и введения регионального стандарта транспортного обслуживания. В техническом задании, в том числе, «зашито» обновление паромных переправ и создание водного транспорта. В частности, рассматривается вопрос о таких направлениях, как Астрахань – Оля и Ахтубинск-Волгоград.
«Я понимаю, что у нас проблемы с муниципальными образованиями по поводу причальной стенки. Здесь рассматривается тоже в части транспортной инфраструктуры количество таких причальных стенок, либо понтонных каких-то паромов», — отметил чиновник.
Конечно, речные пассажирские перевозки возродятся не скоро. Да и нужно понять, в какую копеечку это обойдется бюджету. Разработка плана, по контракту, должна финишировать до 30 июня 2025 года.
Когда исчезнет последняя маршрутка
Долгое время сфера пассажирских перевозок в Астрахани была, по сути, захвачена маршрутками, к работе которых накопилось немало претензий. Казалось бы, с появлением отряда «синеньких» этот вид транспорта должен исчезнуть с карты города. Однако «Газели» все еще продолжают ездить по улицам. Правда, их стало вдвое меньше. Так, по данным главы минтранса, до 2023 года на муниципальных маршрутах работали порядка 1200 таких микроавтобусов. Сейчас же – около 600.
![](https://astrakhanpost.ru/wp-content/uploads/2025/01/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0.jpg)
Но расстаться с маршрутками удастся не ранее 2027 года. Все дело – в действии свидетельств, полученных перевозчиками. В 2022 году они выиграли конкурсы на осуществление пассажирских перевозок на пятилетку. Нельзя обязать маршрутчиков и улучшить условия перевозки. Например, установить кондиционер, место для инвалидов, электронное табло. Такие критерии, кстати, прописываются в техническом задании на новые автобусы. А «старожилы» продолжают работать по правилам старым. До тех пор, пока не финиширует срок, на который выдано свидетельство. Так что пока рано говорить «Газелям» крылатую фразу андроида из «Терминатора»: «Hasta la vista, baby».
Грядущее преображение воздушной гавани
Ну и на сладенькое – немного воздушности. Точнее, о грядущей реконструкции аэропорта Астрахани им. Кустодиева и планах по расширению географии воздушных полетов. Но сначала напомним о сведениях, указанных в проекте программы «Развитие транспортной системы Астраханской области» на 2023 год. Там значилось, что ремонтные работы потребуют временного закрытия воздушной гавани.
Понятно, что новость тогда наделала много шума. А руководство аэропорта Астрахани вскоре заявило, что это был лишь один из вариантов, который холдинг «Новопорт» уже не рассматривает. То, что воздушная гавань в момент обновления продолжит функционировать, подтвердил и Алексей Чепяков во время нынешней пресс-конференции.
«Министерством транспорта РФ аэропорт «Астрахань» включен как ключевой аэропорт. Нам одобрено порядка 8 миллиардов на реконструкцию без закрытия аэропорта. Здесь не должно быть никаких волнений. Из них 40% на себя берет инвестор. 60% — это федеральные деньги», — сообщил министр.
Что же касается расширения географии полетов, то Астраханская область подала заявку в федеральное агентство на 10 новых направлений. Предварительно согласовано пока 3.
Отметим, что грандиозных проектов астраханцы слышали уже множество. Но зачастую после громких презентаций о них забывали. Хочется надеяться, что проблемы с организацией пассажирских перевозок все же удастся решить окончательно. А астраханцы смогут без сложностей добраться из точки «А» в точку «Б». Хоть по земле, хоть по воздуху, хоть по реке. Мечтать ведь не вредно, правда же?