Курс доллара падает, а цены на туры — нет
Курс доллара на рынке «Форекс» сегодня упал до 96 руб. Официальный курс от ЦБ на завтра составляет 96,9 руб. Он впервые оказался ниже 97 руб. с октября 2024 года. Курс евро упал ниже 101 руб. — до 100,68. Тоже впервые с осени. Однако это вовсе не значит, что туры подешевели. Падение курса валют зачастую нивелируются ценовой политикой туроператоров, отмечают турагенты. Аналитики, в свою очередь, рассказали, будет ли укрепление рубля долгосрочным.
«На мой взгляд, снижение курса выглядит скорее краткосрочным. Связано это, например, с тем, что в долларах инфляция ниже, чем в рублях — примерно 2,5% и 10% соответственно. То есть, если мы посмотрим на ситуацию через год, то курс доллара естественным образом должен быть выше на эту разницу, как минимум — на 7,5%», — сказал Profi.Travel старший инвестиционный консультант ФИНАМ Тимур Нигматуллин.
«Текущее укрепление рубля по отношению к юаню и другим валютам обусловлено несколькими поддерживающими факторами. Министерство финансов России объявило о сокращении ежедневных покупок валюты на 20% до 3,3 млрд руб. на период с 7 февраля по 6 марта. Одновременно ЦБ увеличивает объем ежедневных продаж валюты до 5,56 млрд руб. для компенсации недополученных нефтегазовых доходов бюджета в январе, — пояснил Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver. — Кроме того, рубль получил поддержку от заявлений Кремля о возможности переговоров с Украиной и интенсификации контактов между Россией и США, что рынок воспринял как потенциальный сигнал к деэскалации».
Однако, по его словам, существует ряд факторов, сдерживающих укрепление рубля. К ним относятся значительные запланированные госрасходы на 2025 год, падение цен на нефть на 10% за последние 15 дней, до $74,61 за баррель, и неопределенность вокруг торговых войн. «Давление на нефтяные цены особенно значительно из-за существенного роста запасов сырой нефти в США и обострения торговых отношений между США и Китаем, причем Китай ввел ответные пошлины на американский импорт», — пояснил эксперт.
Что касается будущих диапазонов валютных курсов до конца зимы, то, по словам аналитика, нет возможности строить прогностические модели с таким горизонтом из-за текущих политических факторов и волатильности рынка. «Курс доллара на отметке 105 рублей смотрится наиболее оптимальным. При дальнейшем укреплении российской валюты до конца зимы доллар может сдать позиции до отметок 96,75 руб. и 95 руб.», — подчеркнул Владислав Антонов.
«Динамику курса я сейчас проверяю на Investing, он дает более-менее правдивую информацию. Но ЦБ совсем непредсказуем: бывает, что везде курс падает, а он ставит выше ту или иную валюту, — рассказала Profi.Travel турагент из сообщества Loyalty Анастасия Волкова (ИП Волкова). — Если сравнивать стоимость туров, то зачастую туроператоры увеличивают ее, когда курсы падают. Например, я уточняла цену на поездку в Египет клиентам. Вчера тур стоил 210 тыс. руб., курс упал на 47 коп., а тур подорожал на 11 тыс.».
Турагент подчеркнула, что не дает клиентам советы когда вносить оплату по уже забронированным турам: «Это должен решать сам турист, мы не вправе вмешиваться в такое решение, все люди взрослые».
«Если стоит вопрос, оплатить сегодня или завтра, то нужно смотреть курс ЦБ после 17:30. Например, завтра курс будет ниже», — отметила Анастасия Волкова.
Говоря об оплате туров, купленных по акции раннего бронирования, она добавила, что сама бы подождала и посмотрела на динамику курса.
«Проблема в том, что курс может быть и 96 руб., и 91 руб., но потом вечером ситуация меняется так, что мало не покажется. Нельзя говорить, что курс как-то влияет на туристов. Например, вчера упал доллар, сегодня идут доплаты, поднялся — тоже идут. Сейчас нет привязки к курсу как таковому, туристы нацелены на рублёвую стоимость», — пояснила руководитель агентского объединения НОТА Светлана Обоянская.
Агенты, по ее словам, понимая, что «подстава» со стороны курса может быть поздно вечером, подстраховываются. Если они не успевают перечислить деньги туроператору, то принимают средства по курсу на завтрашний день. «Разница может быть на ровном месте, например, евро целый день падает, падает, а на завтра смотрим курс — плюс рубль. Тут не угадаешь», — отметила эксперт.
«Если турист хочет купить тур, он покупает его в момент, когда все согласовано в плане цены, рейсов, размещения, — пояснил гендиректор агентства «Море туров» Сергей Перемутов. — Так как были случаи резкого изменения курса, многие, наученные опытом, платят сразу. И мы тут же «вешаем платежку» оператору».
По его словам, тем, кто внес только предоплату, стараются напомнить, что курс может измениться, когда идет когда резкое снижение или рост, дают сигнал, чтобы туристы уже сами принимали решение. «В любом случае, помогаем ориентироваться туристам в доплате», — пояснил он.
Первые поставки самолетов Ту-214 и МС-21 российским авиакомпаниям начнутся в 2025 и 2026 годах, соответственно. Об этом на выставке NAIS, которая проходит в Москве, сообщил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Он рассказал об импортозамещении в авиаотрасли, а главы Минтранса и Росавиации представили данные по пассажиропотоку.
Так, российские авиакомпании в 2024 году перевезли 111,7 млн человек, что на 6% больше, чем в 2023-м, такие цифры назвал на выставке NAIS, которая открылась в Москве, министр транспорта России Роман Старовойт. Около 85 млн человек воспользовались внутренними линиями, 27 млн — международными. Глава ведомства видит и перспективы роста авиаперевозок, хотя ситуация в отрасли сложная.
«Для нас сегодня задача номер один — это не только сохранить авиационную подвижность в нашей стране, но самое главное — обеспечить безопасность полетов», — подчеркнул Роман Старовойт.
По его словам, на внутренних направлениях рост перевозок составил 2%, прежде всего, благодаря оптимизации маршрутной сети и реализации мер государственной поддержки. Международные же выросли почти на 20%.
Старовойт отметил, что для роста важно не только поддержание летной годности судов, но и развитие наземной инфраструктуры, а также «мокрый лизинг». Министр напомнил, что воздушное законодательство было дополнено новыми нормами, позволяющими обмен самолетов с экипажами.
Объединенная двигателестроительная корпорация представила на выставке новый двигатель ПД-8, которым планируется оснащать SJ-100. Авиакомпания S7 тоже продемонстрировала отечественные разработки — легкий однодвигательный учебно-тренировочный самолет Tango. Планируется, что на нем будут тренироваться пилоты, также судно может быть использовано для частных перевозок.
Ожидается, что поставки отечественных лайнеров авиакомпаниям начнутся уже в этом году. Но пока речь не о полностью новых самолетах, а о модификации Ту-214. «Идет не адаптация, а полная трансформация отрасли. По сути, авиационная промышленность работает в глубокой кооперации, нет ни одной страны в мире, которая строит полностью импортозамещенные самолеты, кроме России, — подчеркнул министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. — Перед нами стоит задача полностью импортозаместить и Superjet, и Ту-214, и Ил-76, которые у нас уже были. И новые самолеты полностью реализовать на своей технологической базе. Сейчас 7 типов самолетов в разной стадии сертификационных работ».
Главная задача — начать летные сертификационные испытания, подчеркнул министр. «По ПД-14 мы закончили сертификацию несколько лет назад, это дает нам определенные возможности. В 2026 году начнем поставки МС-21 для наших авиакомпаний. А в этом году — постави Ту-214, в рамках тех планов, которые утверждены в КПГА (комплексной программе развития авиаотрасли)», — подчеркнул Алиханов.
При этом предполагается, что в этом году турпоток может немного сократиться. Глава Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что планируется перевезти 109,7 млн пассажиров. По его словам, такую планку поставило авиационное ведомство совместно с Минтрансом. Ранее Росавиация озвучивала планы перевезти к 2030 году порядка 158 млн пассажиров.
«Теоретически достичь таких показателей возможно. Это может произойти и за счет увеличения спроса пассажиров на внутренние рейсы. Если же будет какое-то послабление санкций, то возможен и серьезный рост международной маршрутной сети. Но для этих планов, конечно, необходимо наличие обновленного флота, его расширение», — прокомментировал планы по развитию отрасли вице-президент РСТ, председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Он подчеркнул, что нужно учитывать: основной вопрос в том, что не все самолеты иностранного производства эксплуатируются из-за сложностей с обслуживанием двигателей.
Напомним, ранее СМИ сообщали, что российские авиакомпании могут лишиться половины самолетов Airbus.