О главной проблеме города Туймазы в Башкирии
Главная проблема Туймазов — это многострадальный тоннельный переезд под железной дорогой.
Четверть века он является головной болью городской и районной администраций Туймазинского района. Чиновники прилагали титанические усилия для его реконструкции с расширением, однако ОАО «РЖД» не согласовывало эти работы.
В Туймазах есть еще два путепровода, один тоже через железную дорогу, и он скоро начнет ремонтироваться, а движение на время работ станет односторонним.
Шум в соцсетях стоит такой, что мама не горюй. Перед тоннелем уже длинные и долгие пробки. А что будет после введения одностороннего движения, сказать сложно.
По сути, тоннель — это водопропускник, не рассчитанный на ежедневную вибрацию от движения железнодорожных составов. Поэтому он практически стал черной финансовой дырой для моего любимого города.
Ремонт практически каждый год, иногда — дважды в год.
Уже не выдерживают даже специально отлитые аэродромные плиты, водосливы. Регулярно какой-нибудь «автогений» въезжает в водопропускник на автобудке и даже автокране, разбивая светофоры и свод тоннеля.
Как-то раз в начале 2000-х годов на совещании чиновник городской администрации сообщил цифру ремонтных вложений в этот тоннель только за пять лет, даже не за 25(!). По старым ценам вышло около 300 миллионов рублей!
Примерно во столько же (сейчас, конечно, дороже) обошлась бы современная авторазвязка над этим тоннелем. А под ним пусть бы и оставался водопропускник, по которому не могут проехать пожарные машины и кареты скорой помощи.
Еще один чиновник сказал мне, что эта железнодорожная ветка является стратегической коммуникацией и движение по ней не должно останавливаться ни на день. Но так ли это на самом деле, сказать сложно.
За 25 лет я видел десятки документов, ответов, расчетов, смет, идей и предложений по поводу этого водопропускника, переделанного в тоннель, и скажу, что проблема технически сложна, но решаема.
Город Туймазы начался с железнодорожной станции. Исторически сложилось, что он строился по обе стороны от стальной ветки. Центральная часть с правой стороны более развита. Там все административные здания, крупные магазины, в общем — центр. Слева — частный сектор, промзона, больница с травмоцентром. В объявлениях на виртуальных торговых площадках пишут: «Куплю квартиру. За ж.д. линией не предлагать».
— Вся соль в том, что нужно просто убрать свод и сделать регулируемый двухсторонний наземный переезд, — не раз говорил мне известный дорожник Туймазов (ныне покойный) Сергей Полев. — Эта конструкция сделана добротно, но у всего есть предел. Рано или поздно ее придется капитально ремонтировать либо (страшный сон всех туймазинцев) демонтировать. И что тогда?
Вот это «и что тогда?» — оно ведь все равно наступит. И потом хочешь, не хочешь, движение всех составов по этой ветке придётся останавливать. Руководству ОАО «РЖД» ПРИДЁТСЯ пересматривать график железнодорожных потоков на время ремонта, — говорил Сергей Иванович. А он знал этот тоннель досконально.
Кто-нибудь вообще задумывался о том, в каком сейчас состоянии тоннель? Сколько еще выдержит без «капиталки»? Проводились ли соответствующие экспертизы?
Пока же старожилы Туймазов предлагают договориться с «Роснефтью» и переоборудовать в тоннель-переезд еще один водопропускник возле нефтебазы. И что? Туймазинский район получит еще одну черную финансовую дыру?
Проблему с тоннелем можно решить на уровне правительства РФ.
Но выходить на такой уровень нужно с расчетами, документами, цифрами, мнениями экспертов. А возможно, с готовыми проектами.
Вопрос сложный. Он потребует организационного таланта и упорства целого ряда специалистов.
Пока же есть мнение — подготовить проект демонтажа свода тоннеля и обустройства обычного наземного переезда через стальную ветку. С двухсторонним движением, светофорами и автоматической регуляцией, а возможно, с диспетчером. Железнодорожный вокзал от тоннеля — в двух шагах, там уже куча работников, так пусть двое сядут на дежурство.
Решать вопрос надо начинать сейчас, пока не наступило «и что тогда?».