Здесь дают вторую жизнь ретромашинам. Как устроена реставрационная мастерская Музея транспорта Москвы
Извозчичий городской двухместный экипаж конца XIX — начала ХХ века, вагон поезда типа Б, курсировавшего в московском метро в 1930-е, трамваи 1920-1940-х, легендарное такси «Волга» — Музей транспорта Москвы реставрирует уникальную историческую технику. Недавно ему исполнилось пять лет. В этом году откроется постоянная экспозиция в гараже архитектора Константина Мельникова, где будут представлены в том числе новые экспонаты. Перед тем как встретиться с публикой, они проходят через реставрационную мастерскую.
Сейчас в порядок приводят РАФ-22031-01. Эта машина в 1980-1990-х годах служила в скорой помощи. Корреспондент mos.ru понаблюдал за работой мастеров и пообщался с руководителем управления учета и хранения музея Вячеславом Курицыным. Чем реставрация напоминает детектив, можно ли отклоняться от первоначального проекта и почему важно сохранять транспортное наследие — в нашем материале.
Реставрация истории
Мастерская находится в фондохранилище Музея транспорта по адресу: Ступинский проезд, дом 1, строение 19. В просторном ангаре ждут переезда в гараж Константина Мельникова отреставрированные экспонаты. Среди них и полномасштабный макет первого московского автобуса — неходовой образец автомобиля Daimler-Marienfelde. Эти машины с деревянным кузовом начали курсировать по городу в 1907-м. Уникальный автобус бережно упакован в пленку. Всего с 2020 года музей отреставрировал 20 экспонатов и 76 артефактов (например, буквы «М» столичного метрополитена).
«По ретромашинам можно отследить историю нашей страны, развитие промышленности и дизайна. Они отражают стремления и уклад жизни людей определенной эпохи. Однажды я увидел в музее дедушку, который рассказывал внуку об одном из экспонатов. Он говорил, что на этом автобусе ездил в пионерский лагерь и школу, помнит шум мотора и жару в салоне. По сути, речь шла не об автобусе, а о молодости дедушки. Так появляется связь поколений. Сохранять транспортное наследие очень важно», — убежден Вячеслав Курицын.Музей показывает эволюцию разных видов транспорта, например автобусов, с 1930-х до 1980-х годов. Линейки постоянно пополняют. Машины, не сохранившиеся до наших дней, воссоздают по архивным материалам («Лейланд» и двухэтажный троллейбус ЯТБ-3), а уцелевшие получают из музейных и частных коллекций. Последние часто нуждаются не в локальном ремонте, а в монументальном восстановлении. Так случилось и с автомобилем скорой помощи РАФ-22031-01, над которым реставраторы трудятся сегодня.
Звезда советского авангарда: как в гараже Константина Мельникова создают Музей транспорта МосквыИстория на колесах. Репортаж из фондов коллекции Музея транспорта МосквыОт мотовоза до пожарной автоцистерны: в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы представят спецтехникуПредки электробуса. Какой транспорт курсировал по улицам Москвы в разные эпохи
Детективы в поисках исторических чертежейУ реставраторов есть правило: додумывать нельзя. Детали, оттенки краски, шрифты — все должно соответствовать оригиналу. Прежде чем приступить к реконструкции, изучают историю машины и предприятия, с конвейера которого та сошла, заводские чертежи и документы, фильмы, литературу и мемуары, в которых упоминается авто.
«Реставрация напоминает детектив: мы воссоздаем образ по крупицам, обращаясь к разным источникам. Спорные моменты обсуждаем на реставрационном совете. Видели бы вы, какие баталии происходят по поводу цвета ниток и кожи для обивки! Иногда не удается добыть все необходимые чертежи, так как на заводе они утеряны. Тогда ищем людей, работавших на предприятии в тот период. С москвичами повезло: по ним получили коллекцию графических работ от бывшего сотрудника Автомобильного завода имени Ленинского комсомола. С довоенным кабриолетом КИМ-10-51 удача от нас отвернулась, собрали лишь часть архива. Пришлось законсервировать его до тех пор, пока поиск не увенчается успехом. Опираясь на опыт и знания, мы можем предположить, какой была та или иная деталь. Но это уже не реставрация», — подчеркнул собеседник mos.ru.Вячеслав Курицын знает историю модели РАФ-22031-01 как свою. Эта машина — медицинская модификация микроавтобуса РАФ-2203-01. Ее выпускали на заводе РАФ в латвийском городе Елгаве с 1977 по 1994 год. Она была окрашена в белый цвет с красными полосами. На крыше горели фонари с изображением красного креста и синий проблесковый маячок. Вращающийся фароискатель спереди помогал найти адрес в темное время суток, сзади — погрузить пациента. Предшественница модели, машина РАФ-977, была неудобна для медиков: из-за высокого центра тяжести она сильно качалась в пути, тормозная система не отличалась надежностью.
«Машина РАФ-2203-01 стала мини-революцией в автомобилестроении. Маневренная, легко управляемая, она помогла спасти огромное количество людей. Микроавтобус стал первым в советской службе скорой помощи, где могли уместиться два лежачих пациента. На полу в салоне располагались нескладные носилки. Складные можно было разложить и прикрепить к специальным петлям на потолке. Также были обустроены кресло для фельдшера, шкафчики для оборудования и препаратов. Всего произвели более 200 тысяч машин этой модели. По этому экспонату мы тоже долго искали материалы. Например, по шрифту и размеру надписи “Скорая медицинская помощь”. Восстанавливали по фотографиям и ГОСТу 1975 года», — поделился Вячеслав Курицын.
Суперкар 1930-х и футуристический автомобиль времен перестройки. Изучаем историю транспортного дизайна на ВДНХМузей транспорта Москвы представил виртуальные туры по своим выставкамВ столице создают уникальный архив по истории городского транспортаСимуляторы, инсталляции и виртуальная реальность: как Музей транспорта Москвы будет знакомить со своей постоянной экспозицией
Кузов-донор и исторические медицинские аппаратыМы проходим в рабочую зону мастерской к стоящему под светом ламп микроавтобусу. Это экземпляр 1988 года выпуска. В руки мастеров он попал в ветхом состоянии.
«Мы всегда стараемся сохранить в машине как можно больше оригинального. В этом случае нашли еще один кузов данной модели, поврежденный в других местах, и использовали его в качестве донора. Микроавтобус разобрали, удалили сломанные и разбитые детали. Выправили нарушенную геометрию кузова. Пораженные сквозной коррозией и ржавчиной элементы вырезали, вварили здоровые. Установили родные двигатель, подвеску, тормоза и другие системы. Многие думают, что музейные машины — пустые кузова. Но все наши экспонаты на ходу. Более того, у них первозданное техническое оснащение. Новое добавляем тогда, когда иного выхода нет. Например, резиновые манжеты и мембраны со временем теряют свои свойства, их нужно менять», — отметил специалист.После того как слесари и механики собрали машину, к работе приступил маляр. Он обработал металл кислотным грунтом, обеспечивающим защиту от коррозии, нанес белую краску, красные полосы и надпись «Скорая медицинская помощь», отполировал кузов. Таким мы и застали ретроавтомобиль — ярким и блестящим. Вскоре он обзаведется колесами, стеклами, дверьми, фарами, панелью приборов. Настил пола в салоне сделают из бакелизированной фанеры, как раньше: это облегчало машину, нагруженную техникой.
Самое сложное, что предстоит реставраторам, — оснастить салон медицинским оборудованием той эпохи. РАФ-2203-01 выпускали в нескольких комплектациях: линейной (классический набор для оказания первой помощи), кардиологической, для медицины катастроф и для беременных женщин. Воспроизвести решили стандартную карету скорой. Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 1984 года, в ней должны быть в том числе аппарат искусственной вентиляции легких, кислородный ингалятор, наркозный аппарат.
«Мы верим, что все это возможно — и необходимо! — найти. Восстановим и упаковки медикаментов, чтобы добиться полной аутентичности. Что касается носилок, то мы даже не знали, из какой ткани их изготавливали. Помог разобраться Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского: выяснилось, это был перфорированный материал, не впитывающий кровь. Его мы тоже воссоздадим. Рад, что другие учреждения идут нам навстречу в изучении архивов. Вместе мы занимаемся большим делом. Думаю, заглянуть в ретроскорую захотят не только врачи, но и все люди, интересующиеся развитием московской медицины», — заключил Вячеслав Курицын.
Закончить реставрацию РАФ-2203-01 планируют до конца февраля. На работу ушло около полутора лет. Это немного: у редких или сильно поврежденных машин сбор чертежей, поиск исторических запчастей и реставрация могут растянуться на срок до пяти лет.
Специалисты Музея транспорта Москвы отреставрировали автобус ЛАЗ-697М «Турист»Последний массовый автобус завода имени Лихачева отреставрировали