Российские отели заработали триллион рублей, но этого мало
Доходы средств размещения России в период с января по декабрь 2024 года составили 1,04 трлн руб. Как пишет РБК, ссылаясь на данные Росстата, по сравнению с 2023-м годом цифра выросла на 27%. Ранее суммарные доходы российских отелей никогда не превышали триллион рублей. Однако, говорят эксперты, рентабельность падает, а расходы — увеличиваются.
Краснодарский край лидирует по уровню дохода гостиниц в 2024-м году. Его объекты размещения заработали за год 221 млрд руб., то есть на 23% больше, чем годом ранее. Пятёрка регионов-лидеров по доходам отелей за год никак не изменилась. Помимо Краснодарского края, в неё входят Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Ставропольский край.
При этом 68% общего дохода российских коллективных средств коллективного размещения приходится всего на 10 регионов-лидеров. Годом ранее эта доля составляла 67,2%. Десятка наиболее активно зарабатывающих на отельном сегменте регионов включает также Крым, Татарстан, Тюменскую, Свердловскую и Ленинградскую области.
В Москве доходы отелей выросли на 36% и составили 165 млрд. руб. Аналогичные темпы роста демонстрирует расположившийся на шестой строке рейтинга Крым, где общие доходы коллективных средств размещения также увеличились на 36% по сравнению с 2023-м годом. Цифра достигла 40 млрд руб. Ранее доходы крымских отелей падали: в 2023-м году — на 17%. Эксперты связывали это со снижением турпотока на полуостров.
В 2024-м году Крым принял более 6 млн туристов, что на 16% больше, чем годом ранее. Такую статистику озвучил глава республики Сергей Аксенов.
Эксперты отмечают, что общее увеличение доходов отелей в 2024 году вызвано как ростом средней стоимости размещения, так и увеличением турпотока. По данным Росстата, в прошлом году российские отели приняли 85,5 млн человек. Это на 11% больше, чем годом ранее.
Отельеры также сообщают о росте загрузки. Так, президент Cosmos Hotel Group Александр Биба заявил о росте загруженности объектов сети на 17% год к году по итогам 2024-го. По подсчетам гендиректора Cronwell Development Алексея Мусакина, средняя загрузка российских отелей за год выросла на 8-10%.
При этом, например, по словам управляющего партнера компании Ivashkevich Hospitality Станислава Ивашкевича, турпоток в Краснодарский край растет, но регион приблизился к потолку цен: средняя стоимость пятизвездочного отеля в Сочи составляет 40 тыс. руб. в сутки — это выше, чем в Москве.
Впрочем, увеличение доходов не ведёт к росту рентабельности российских отелей. Алексей Мусакин отмечает, что в 2019-м году этот показатель в среднем составлял 18-25% в зависимости от типа объекта. К 2024-му году рентабельность упала до 8-12%, то есть фактически отели стали зарабатывать меньше.
По оценкам эксперта, до 65% от расходов отелей составляет заработная плата персоналу, которая в отрасли существенно ниже рыночной. За два года она выросла на треть, но сотрудники продолжают уходить из гостиничной сферы в другие. Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский добавил, что подорожали также все компоненты: коммунальные услуги, продукты питания, обслуживание инфраструктуры, расходные материалы.
11 февраля Роспотребнадзор опубликовал информацию о Декрете Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей», принятом в декабре. Это документ высшей юридической силы, поэтому законы России и Беларуси о защите прав потребителей действуют только в части норм, которые ему не противоречат. О том, что декрет меняет для турбизнеса, эксперты рассказали Profi.Travel.
«Документ касается правоотношений, связанных с защитой прав потребителей в целом. Он вводит некоторые новшества, например, понятие «цифровой продукт». А также устанавливает ответственность учредителя компании, которой в российском законодательстве для данных правоотношений не было. Уменьшает некоторые сроки по удовлетворению претензий», — пояснил юрист Димитрий Морозов.
Одной из главных новых норм, которую устанавливает документ, эксперты считают ответственность учредителей, руководителей организации перед потребителем. Теперь турист при подаче иска в суд в качестве ответчика может выбрать как компанию, так и ее руководство.
«Норма предполагает, что в определенном случае может наступить ответственность учредителей и руководителей исполнителя. Вероятно, эта норма будет развиваться в российском правоприменении», — отметил Димитрий Морозов.
«Солидарная ответственность учредителя по этим правилам возможна, то есть в суд потребитель может подать и на юрлицо, и на учредителя, и на должностное лицо. Это существенное изменение, которое только покажет себя на практике», — подтвердила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.
Также, по ее словам, на сферу турбизнеса распространяются такие новые нормы о защите прав потребителя, как:
наряду с предпринимателями и организациями физлица будут также нести ответственность в соответствии с потребительским законодательством; добавлены новые субъекты: представитель поставщика, исполнителя, которым потребитель может предъявить требования; поставщик включен в перечень субъектов, обязанных соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей; вводится обобщающее понятие «продукция» для всех товаров и результатов работ и услуг; конкретизируется критерии существенности недостатков (неустранимый или тот, который не может быть устранен без несоразмерных расходов) конкретизируется понятие безопасность продукции (не является вредной и не представляет опасности для жизни); обязанность обеспечить безопасность продукции возлагается на всех в цепочке — продавец, поставщик, импортер и т.п.«Как отразятся эти правила — вопрос только к практике, но в любом случае вступать в отношения с потребителем необходимо только при условии предоставления полной информации, включая информацию о рисках», — подчеркнула Мария Чапиковская.