Отели Анапы не снижают цены, несмотря на падение спроса из-за катастрофы
Спрос на Анапу сейчас на паузе, в целом он упал в 10 раз: максимум одна заявка в неделю. Годом ранее лето бронировалось намного активнее, рассказали в компании «Русский Экспресс» журналистам 12 февраля. При этом цены отельеры не снижают, точечные скидки есть только на низкий сезон и по акции раннего бронирования. Эксперты компании ожидают рост объемов бронирований в мае.
Как рассказали в компании, новостной фон относительно последствий разлива мазута постепенно меняется на менее негативный: власти уверяют, что ситуация под контролем, и сезон состоится. Как ожидают в «Русском Экспрессе», 1 марта Роспотребнадзор должен сделать все замеры, пробы и дать окончательное экспертное решение — быть ли сезону. Его планируют сохранить. «Дайверы обследуют морское дно и находят только какие-то мелкие фракции мазута», — рассказали в компании.
В отелях подхватили этот тренд и постоянно отчитываются о состоянии пляжей, чтобы донести до туристов актуальную информацию. «Отельеры ежедневно постят в соцсетях фото с побережья, показывая, что все расчищено. Наши партнеры говорят, что их пляжи очищены полностью», — рассказали в «Русском Экспрессе».
Однако пока на спрос это не влияет, отмечают в туроператорской компании. При этом, отели запускают акции на 23 февраля, 8 марта с дополнительной анимацией, новыми предложениями. Но скидок на сезон, за исключением акций раннего бронирования, нет. «Никто не хочет скидывать сейчас стоимость. Получить минимум бронирований по сниженной цене — нет смысла», — пояснили эксперты туроператора.
Есть туристы, решившие, что не поедут в любом случае, многие — не только в Анапу, но и на Черное море в целом. Но, по мнению экспертов, в первую очередь пострадают небольшие отели, гостевые дома с минимальным набором услуг, у которых нет инфраструктуры, так как к ним ехали преимущественно за морем. Они зависят и от вердикта Роспотребнадзора, и от отзывов тех путешественников, которые начнут сезон раньше.
«В Анапе в последнее время открылось очень большое количество отелей с большой территорией — реновированных, либо полностью построенных с нуля, категории 4-5*. Это тот сегмент, который мы в основном предлагаем, — пояснили в „Русском Экспрессе“. — Сейчас есть брони. И, скорее всего, такие гостиницы будут и летом востребованы, потому что инфраструктура отеля полностью обеспечивает хороший отдых». Но это, по словам экспертов, примерно 20% номерного фонда.
Соответственно, у 80% — могут быть проблемы с загрузкой в сезон.
Еще одна тенденция — из-за закрытия аэропортов — большая часть туристов в Анапе — жители соседних регионов. Они обычно бронируют в последний момент. Соответственно, рост спроса ожидается и в марте, после вердикта Роспотребнадзора, если он будет положительным, и в мае — непосредственно перед сезоном.
Тем не менее, возможен и резкий всплеск, если изменится геополитическая ситуация. «Если откроется аэропорт в Анапе, все наладится с морем, то поедет наша центральная и дальняя Сибирь, многие регионы уже соскучились по Анапе с учетом того, что она развивается и появляется много новых отелей, — отметили в „Русском Экспрессе“. — Но пока тенденция такая, что близлежащие регионы делают загрузку данному курорту в первую очередь. Соответственно, они все равно принимают решение об отдыхе ближе к датам выезда. И то, что сейчас нет бронирований, это нормально. Хотя, конечно, есть всегда отели, которые продаются».
11 февраля Роспотребнадзор опубликовал информацию о Декрете Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей», принятом в декабре. Это документ высшей юридической силы, поэтому законы России и Беларуси о защите прав потребителей действуют только в части норм, которые ему не противоречат. О том, что декрет меняет для турбизнеса, эксперты рассказали Profi.Travel.
«Документ касается правоотношений, связанных с защитой прав потребителей в целом. Он вводит некоторые новшества, например, понятие «цифровой продукт». А также устанавливает ответственность учредителя компании, которой в российском законодательстве для данных правоотношений не было. Уменьшает некоторые сроки по удовлетворению претензий», — пояснил юрист Димитрий Морозов.
Одной из главных новых норм, которую устанавливает документ, эксперты считают ответственность учредителей, руководителей организации перед потребителем. Теперь турист при подаче иска в суд в качестве ответчика может выбрать как компанию, так и ее руководство.
«Норма предполагает, что в определенном случае может наступить ответственность учредителей и руководителей исполнителя. Вероятно, эта норма будет развиваться в российском правоприменении», — отметил Димитрий Морозов.
«Солидарная ответственность учредителя по этим правилам возможна, то есть в суд потребитель может подать и на юрлицо, и на учредителя, и на должностное лицо. Это существенное изменение, которое только покажет себя на практике», — подтвердила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.
Также, по ее словам, на сферу турбизнеса распространяются такие новые нормы о защите прав потребителя, как:
наряду с предпринимателями и организациями физлица будут также нести ответственность в соответствии с потребительским законодательством; добавлены новые субъекты: представитель поставщика, исполнителя, которым потребитель может предъявить требования; поставщик включен в перечень субъектов, обязанных соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей; вводится обобщающее понятие «продукция» для всех товаров и результатов работ и услуг; конкретизируется критерии существенности недостатков (неустранимый или тот, который не может быть устранен без несоразмерных расходов) конкретизируется понятие безопасность продукции (не является вредной и не представляет опасности для жизни); обязанность обеспечить безопасность продукции возлагается на всех в цепочке — продавец, поставщик, импортер и т.п.«Как отразятся эти правила — вопрос только к практике, но в любом случае вступать в отношения с потребителем необходимо только при условии предоставления полной информации, включая информацию о рисках», — подчеркнула Мария Чапиковская.