Тайны архитектора Сомова, или Что скрывает потолок Новгородского театра драмы?
Дневники советского архитектора Новгородского драмтеатра Владимира Сомова рассказывают об его новаторском подходе и идеях, которые никто не смог воплотить в камне и стекле до сих пор. Об этом в программе НТ «Главный эфир» рассказал генеральный директор Новгородского областного театрально-концертного агентства Василий Ян.
Среди знаменитых работ Владимира Сомова также был Общественно-культурный центр в Благовещенске, который архитектор начал проектировать здание ещё в 1969 году. Возведение того центра закончилось практически через 40 лет, в 2006-м. Кроме того, зодчий трудился над проектом Монумента памяти героев Международного коммунистического и рабочего движения, который планировали воздвигнуть недалеко от Кремля, на Болотной площади Москвы.
Гость студии рассказал, что изначально театр должен был быть облицован красным мрамором. Именно так его видел знаменитый архитектор.
Василий Ян поделился интересными деталями, которые скрыл в драмтеатре Владимир Сомов.
Например, если смотреть на ажурный потолок под определенным углом, стоя спиной к сцене, то узор из конструкций в нем складывается в маски — веселые и грустные, символизирующие театр.
Изначально потолок должны были покрыть светоотражающей, люминесцентной краской, чтобы создать в зале эффект тотального погружения. Продолговатые ложи, глубоко заходящие в зал, задумали для направления света на потолок, который, отражая его, освещал бы все пространство. Идея заключалась в том, чтобы все пространство театра «играло» вместе со сценой, меняя цвет в зависимости от происходящего на подмостках, создавая у зрителей эффект сопричастности.
К примеру, во время переживаний персонажей красные блики, отражающиеся в зале, создавали бы тревогу и у зрителей.
Идеи Сомова в полной мере не реализовали, но они имеют право на жизнь.
Также в театре проектом были предусмотрены раздвижные кулисы на рельсах, позволяющие расширить сцену. Хотя, по словам Василия Яна, такое решение вряд ли будут использовать из-за и так достаточно просторной сцены. Он уточнил, что наличие кулис на рельсах подчеркивает авангардный характер архитектуры.
Гендиректор отметил, что Новгородский театр драмы входит в 50 самых авангардных зданий, а архитектор Сиднейской оперы, по его словам, вдохновлялся работами Владимира Сомова.
Театр, сочетающий в себе элементы авангардизма и постмодернизма, выделялся на фоне хрущёвок и Новгородского кремля. Несмотря на то, что жители города уже привыкли к его облику, здание до сих пор остается уникальным памятником архитектуры.
При подготовке к ремонту театра драмы архитекторам предлагали убрать балкон, чтобы создать больше помещений для зрителей. Однако специалисты категорически отказались от этого, заявив, что не имеют права вмешиваться в замысел Владимира Сомова. По словам Василия Яна, идея выдающегося архитектора останется главной и неприкосновенной.
Гость студии уточнил, что сейчас в здании уже появилось современное освещение, система безопасности, обновлённый мрамор, улучшены шумо- и теплоизоляции, что сделало здание более приспособленным к современным условиям. При этом все элементы архитектуры, созданные Сомовым — круглые ручки, перила, колонны — сохранят в первозданном виде, чтобы подчеркнуть связь прошлого и настоящего.
Появление малого зала позволит театру работать всю неделю, чаще показывать спектакли и проводить различные культурные мероприятия. Планируется возобновить экскурсии, которые ранее пользовались большой популярностью.
Василий Ян поделился интересным фактом, который узнал на одной из таких экскурсий. В полу здания был залит топор. Вероятно, это было сделано по древнерусской традиции, когда инструмент клали в основание нового здания. Либо это был юмор строителей. Сейчас топора в полу уже нет.
Фото: Алексей Павлуцких, Анастасия Бондаренко, Сергей Суфтин.
← В феврале новгородский Роскадастр проведёт две полезные горячие линии