Сергей Собянин рассказал, каким станет Ленинградский вокзал после модернизации

Сергей Собянин рассказал, каким станет Ленинградский вокзал после модернизации

В столице идет модернизация Ленинградского вокзала. Ход работ осмотрели Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

«Мы вместе с “Российскими железными дорогами” реализуем множество проектов, строим десятки новых московских вокзалов. Вот дошла очередь до самого первого вокзала в нашей стране, Ленинградского. Он был построен в 1849 году. После этого претерпевал целый ряд реконструкций. Понятно, что жизнь идет, требования меняются. И мы, Правительство Москвы, приняли решение взять вокзал в аренду у “РЖД” и провести здесь серьезную реконструкцию. Речь идет о реставрации исторического здания, реконструкции нового здания — их три, — самого большого, строительства навесов для пассажиров, чтобы они могли проходить с поездов прямо на площадь. Привокзальная площадь должна быть благоустроена и очищена от избыточной торговли. Откроется дополнительный вход с улицы через подземный переход, который был давно уже закрыт, дополнительные входы и выходы на станцию метро. Ну и сама станция тоже будет отремонтирована. Таким образом мы в три раза увеличиваем площади для пассажиров и в два раза — количество посадочных мест. Ну и в целом, конечно, это будет комфортное современное пространство. Я надеюсь, что до конца года все основные работы будут проведены», — сказал Сергей Собянин.

Мэр Москвы также поблагодарил ОАО «РЖД» за помощь в обновлении Ленинградского вокзала и выразил надежду на то, что реализация проектов реконструкции исторических вокзалов столицы продолжится и в будущем.

Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров поблагодарил Сергея Собянина и его команду за плодотворное сотрудничество в ходе развития железнодорожного каркаса Москвы. По его словам, в столице реализуется комплексный подход с точки зрения организации работы железнодорожного транспорта. При этом необходимо координировать взаимодействие разных элементов транспортной системы, в частности автоматики. Для повышения ее эффективности создаются новые разработки, которые будут использоваться на разных объектах, в том числе на Ленинградском вокзале.

«Благодаря тому, что с Москвой мы находим новые, сложные решения, практически каждый новый объект — это шаг в будущее. Вот здесь, на Ленинградском вокзале, в течение года будут отрабатываться новые технологии и прорабатываться варианты прежде всего движения пассажиров. Это серьезное повышение удобства. Мало кто задумывается о том, что пассажирскими потоками нужно управлять точно так же, как автомобильным движением. Более того, это даже более сложный элемент управления в закрытых пространствах. И мы с Москвой здесь находим общее решение. Вокзал, конечно же, станет абсолютно другим, не просто современным, это будет взгляд в будущее. Здесь появятся новые лифты и коворкинговые зоны. Все, что на сегодняшний момент должно быть в абсолютно современных зданиях», — подчеркнул Олег Белозеров.

По его словам, лучшие практики и технологии будут применяться в других регионах страны.

Расположенный на Комсомольской площади Ленинградский (ранее — Петербургский, Николаевский, Октябрьский) вокзал — один из важнейших транспортных объектов столицы. Туда прибывают и оттуда регулярно отправляются «Сапсаны», «Ласточки» и другие поезда дальнего следования и пригородного сообщения. Они следуют, например, в Санкт-Петербург, Мурманск, Выборг, Великий Новгород, Зеленоград, Тверь, Клин, Бологое, Лихославль и Конаково.

«Основные работы планируем закончить до конца 2025 года», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin 

Ленинградский вокзал входит в состав транспортного хаба «Площадь трех вокзалов», которым ежедневно пользуются более 350 тысяч пассажиров. Помимо трех центральных вокзалов (Ленинградский, Ярославский, Казанский), здесь объединены две линии метро (Сокольническая и Кольцевая), второй и четвертый Московские центральные диаметры (МЦД) и наземный городской транспорт (электробусы, автобусы и трамваи).

В перспективе к 2040 году общий пассажиропоток хаба вырастет на 40 процентов — до 500 тысяч пассажиров в сутки. Это произойдет за счет развития МЦД и запуска движения по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСМ-1).

Новый облик старинного вокзала

Для создания комфортных условий для пассажиров, соответствующих высоким стандартам московского транспорта, в августе прошлого года началась комплексная модернизация Ленинградского вокзала. Она включает интеграцию вокзала в единый транспортный каркас, организацию новых выходов и входов на станции метро, а также дополнительного пространства для пассажиров и замену инженерного оборудования, ремонт кровли и фасадов.

Историческую часть здания вокзала сохранят и отремонтируют. Ключевые изменения коснутся внутреннего пространства — вокзал станет современным и удобным для всех категорий пассажиров. За счет отказа от части избыточных торговых точек существенно увеличится пространство для пассажиров и встречающих.

После модернизации откроют выход из здания вокзала через подземный переход под Краснопрудной улицей, который был закрыт более 30 лет — с 1990-х годов, и новый переход на цокольном этаже к станциям «Комсомольская» Сокольнической и Кольцевой линий метро.

На первом этаже со стороны привокзальной площади откроют новый основной вход. Вход в исторической части вокзала сохранится — его разделят на три зоны: две боковые для входа и центральную для выхода.

За счет перераспределения пассажиропотоков и установки современного оборудования сократится время ожидания в зонах досмотра.

Уже сегодня на Ленинградском вокзале открыты два дополнительных входа в метро. Один из них — на перроне поездов дальнего следования. Благодаря его открытию время прохода к метро сократилось в пять раз — с пяти минут до одной минуты. Второй вход — на привокзальной площади. Теперь у пассажиров пригородных поездов нет необходимости обходить здание вокзала, чтобы попасть в метро.

После завершения работ метро, Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы объединит единый контур, поэтому пассажирам не нужно будет выходить на улицу.

В рамках комплексной модернизации Ленинградского вокзала полностью обновят инженерные системы. Это касается не только коммуникаций внутри здания, но и систем, соединяющих вокзал с городскими сетями, в том числе энергетикой и коммунальными сетями.

Особое внимание уделят комфортному микроклимату. Летом и зимой температура внутри здания вокзала будет поддерживаться на уровне 22–25 градусов. Это будет возможно, даже если температура на улице превысит 40 градусов или опустится ниже минус 40 градусов.

Воздухообмен в здании вокзала увеличится вдвое. До ремонта на цокольном этаже не было системы кондиционирования, что приводило к застою воздуха и делало пребывание там крайне некомфортным, особенно в жаркое время года. В ходе модернизации систему вентиляции обновят таким образом, чтобы каждая зона вокзала была в достаточном количестве обеспечена свежим воздухом.

Освещенность улучшится в два раза и возрастет до 400 люкс. Кассовый зал украсят современные зенитные фонари, которые ранее были скрыты от глаз пассажиров.

Изменится и функциональное распределение этажей. Первый этаж вокзала будет ориентирован на быстрый проход к платформам.

Учитывая растущую популярность покупки билетов онлайн (свыше 90 процентов пассажиров «Сапсана» приобретают билеты через интернет), одну из двух кассовых зон преобразуют в дополнительное пространство. Это не только позволит оптимизировать процесс обслуживания, но и освободит место для создания новых зон, в том числе для отдыха пассажиров. Здесь появятся сопутствующие сервисы, обновленная детская игровая зона, комната матери и ребенка, медпункт, а также стойка информации, где можно будет узнать о транспортных и других городских услугах.

Второй и третий этажи станут местом для длительного ожидания с комфортными зонами отдыха и современными доступными кафе и ресторанами. Здесь можно будет воспользоваться библиотекой и коворкингом, зарядить мобильные устройства.

Площадь бизнес-залов увеличится в два раза — их разместят на первом и втором этажах.

На цокольном этаже расположатся торговые площади и камеры хранения багажа (более 1,5 тысячи ячеек). В отличие от прежних стационарных камер хранения новые автоматизированные ячейки смогут вместить багаж любого размера, в том числе крупногабаритные вещи, с соблюдением всех норм безопасности.

Вокзал оснастят современными информационными системами, включая обновленные табло и цифровую навигацию, аналогичную той, что внедрена на московском городском вокзале Нижегородская и станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии. На цифровых многофункциональных экранах пассажиры будут видеть актуальную информацию: расписание поездов в режиме реального времени, номера платформ отправления и другое.

Будет создана безбарьерная среда. Появится дополнительный лифт, который соединит все этажи здания, включая цокольный. Ранее доступ к верхним уровням был ограничен, что создавало сложности для маломобильных граждан и пассажиров с детьми.

Кроме того, на каждом этаже появятся санузлы. Раньше они располагались исключительно на цокольном этаже. Их количество увеличится в семь раз.

Завершить модернизацию Ленинградского вокзала планируется в конце 2025 — начале 2026 года.

Новые маршруты и комфортные поездки: как развивается московская транспортная сетьСобянин озвучил главные задачи развития транспортной системы Москвы до 2030 годаСергей Собянин сообщил о завершении модернизации Белорусского вокзала

175 лет: история старейшего железнодорожного вокзала Москвы

В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах император лично поручил выдающемуся архитектору Константину Тону, спроектировавшему Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.

Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту: строгий двухэтажный фасад, а в центральной части здания — двухъярусная башенка с часами и шпилем.

Петербургский вокзал в Москве построили в 1849 году. На первом этаже здания располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, на втором — служебные квартиры для начальников и специалистов.

Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. 19 августа дорогу опробовал сам государь император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными. Регулярное движение по первой российской железнодорожной магистрали открыли 1 ноября 1851 года. В 1855 году после восшествия на престол императора Александра II Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно, и вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге тоже назвали Николаевскими.

В феврале 1923 года Николаевскую дорогу переименовали в Октябрьскую, а Николаевский вокзал — в Октябрьский. Через год у Северной столицы появилось новое имя, и вокзал стал Ленинградским. Это название он сохраняет до сих пор, хотя поезда с него отправляются в Санкт-Петербург.

В 1934 году была проведена первая масштабная модернизация здания вокзала. Тогда снесли дебаркадер, построили кассовый зал, организовали справочное бюро, почту и телеграф.

В 1948–1950 годы по проекту архитектора А.Н. Душкина обновили внутренние помещения вокзала, заново отделали интерьеры.

В 1970-е годы по проекту архитектора В.И. Кузнецова Ленинградский вокзал реконструировали. Его площадь заметно увеличилась: была проведена перепланировка, здание расширили, обустроили раздельные платформы, проложили новые станционные пути, надстроили третий этаж. Эти изменения позволили адаптировать вокзал к растущему пассажиропотоку и расширить его функциональность.

В 1974 году историческая часть вокзала была принята на государственную охрану (постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года), и сегодня она является объектом культурного наследия федерального значения. В предмет охраны входят часовая башня с двумя полукруглыми балконами в основании, куполом и шпилем, спаренные оконные проемы с профилированными архивольтами, пилястры, прямоугольные филенки, лепные розетки, каннелированные колонны, парадная чугунная лестница XIX века и другие элементы.

В августе 1975 года открылись верхний и нижний кассовые залы. На месте дебаркадера построили просторный главный зал. Для удобства пассажиров вокзал соединили подземными переходами со станциями метро.

В 1989–1997 годы платформы удлинили, над перронами соорудили навесы, освещение улучшили. С целью исключения пересечения потоков пассажиров разных направлений была изменена планировка здания вокзала.

В 2008–2013 годы провели комплексные ремонтно-реставрационные работы с восстановлением исторического цвета фасада и элементов декора вокзала.

10 московских вокзалов

Помимо Ленинградского, пассажиров в столице принимает еще девять железнодорожных вокзалов дальнего следования: Казанский и Ярославский (1862), Белорусский (1870), Курский (1896), Павелецкий (1900), Рижский (1901), Савеловский (1902), Киевский (1918) и самый молодой — Восточный (2021).

Ежедневно центральными железнодорожными вокзалами Москвы пользуются более 350 тысяч пассажиров. Каждый день отправляется свыше 150 поездов дальнего следования. В 2024 году пассажиропоток московских вокзалов составил 117 миллионов пассажиров, в том числе 16 миллионов (примерно 14 процентов) — Ленинградского вокзала.

Планы развития пассажирской инфраструктуры МЦД на 2025–2026 годы

В соответствии с планом-графиком развития инфраструктуры Центрального транспортного узла, утвержденным Сергеем Собяниным и Олегом Белозеровым, в 2025–2026 годы планируется реализовать 15 различных мероприятий, в том числе завершить строительство и реконструкцию семи московских городских вокзалов (МГВ):

— МГВ Петровско-Разумовская МЦД-1 (платформа № 1 и конкорс);

— Курский вокзал (вторая и третья платформы, тоннель) с новым центром управления эксплуатацией вокзала и запуском цифровой системы управления;

— МГВ Москва-Сити МЦД-1/МЦД-4 (три платформы, северный вестибюль, интеграция южного вестибюля с МЦД-4);

— МГВ Серп и Молот МЦД-2/МЦД-4 (платформы и конкорс, интегрированный с метро);

— МГВ Железнодорожная МЦД-4 (платформы № 3 и 4, северный вестибюль, транзитная галерея со сходами на платформы);

— МГВ Беговая МЦД-1/МЦД-4 (три платформы и вестибюль, интегрированный с метро);

— МГВ Царицыно МЦД-2 (вестибюль, интегрированный с метро).

Кроме того, планируется закончить модернизацию Ленинградского вокзала (здание пассажирского терминала).

Также в планах — завершить обновление подвижного состава на МЦД и начать обновление поездов на Ярославском направлении Московской железной дороги (МЖД).

Сегодня на МЦД, Павелецком и Ярославском направлениях МЖД функционирует 85 московских городских вокзалов. До 2035 года планируется создать и реконструировать 67 городских вокзалов. В результате их общее число превысит 150.

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

21:11
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025