Рейс AlMasria из Калининграда в Шарм-эль-Шейх задержался на сутки
Туристы из Калининграда отправились на египетский курорт Шарм-эль-Шейх с опозданием на сутки. Рейс UJ 682 авиакомпании AlMasria должен был вылететь 00:30 в ночь с 15 на 16 февраля, но в итоге полет начался только в 01:00 по местному времени (02:00 мск) 17 февраля. Задержка произошла из-за позднего прибытия воздушного судна: самолету AlMasria, который летел в Калининград из Египта и должен был забрать туристов, пришлось приземлиться в Польше.
Рейс UJ681, летевший из Шарм-эль-Шейха в Калининград, в ночь с 15 на 16 февраля вынуждено сел в Познани (Польша) из-за сильного снегопада в районе аэропорта Храброво. Пассажирам, которые возвращались в Россию, пришлось примерно 10 часов провести в самолете. Выйти из него они не могли, так как не было виз. На борту находились более 200 пассажиров. Как пишут в СМИ, туристы рассказали, что за время ожидания на еда и вода закончились. Такая задержка, по данным СМИ, была связана с проблемами с дозаправкой воздушного судна.
«Самолет египетской авиакомпании AlMasria, выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Калининград и совершивший вынужденную посадку в аэропорту города Познань в Польше, не мог вылететь дольше обычного в связи с проблемами с покупкой топлива у компании Orlen Aviation», — сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу познаньской воздушной гавани. Кроме того, там отметили, что все решения по пассажирам этого рейса принимались Службой охраны границы.
В итоге, как сообщила Росавиация, Самолет Airbus A321 египетского перевозчика AlMasria Universal Airlines в 09:55 по местному времени (11:55 мск) 16 февраля самолет вылетел из аэропорта Познань. В около полудня по местному времени лайнер приземлился в Калининграде. Но днем отправиться в Шарм-эль-Шейх самолет не смог, так как у экипажа закончилось летное время.
Лишь в 01:00 по местному времени туристы вылетели на отдых.
«Рейс был задержан более чем на сутки по причине позднего прибытия воздушного судна, совершавшего рейс Шарм-эль-Шейх — Калининград, и необходимости планового отдыха экипажа (в интересах безопасности полетов) в соответствии с режимом его работы, — пояснили в телеграм-канале Росавиации. — Чтобы сократить время задержки, Росавиация провела консультации с AlMasria Universal Airlines, после чего египетский перевозчик направил в Калининград резервный экипаж».
В аэропорту Храброво подчеркнули, что пассажиры задержанного рейса размещены в гостинице и обеспечены в полном объёме услугами в соответствии с Федеральными авиационными правилами.
Учитывая, как долго польская сторона не заправляла экстренно севший борт, можно предположить, что проблемы были именно на стороне египетского перевозчика, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на директора объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александра Осауленко. При этом, по его словам, авиакомпания не обязана возмещать туристу финансовый ущерб, если долгая остановка случилась из-за погодных условий.
У пассажиров, которые ждали рейса, больше шансов получить компенсацию. «Туристы имеют право требовать компенсации за недополученные услуги. Если перелет был в составе турпродукта, они могут обратиться к туроператору и потребовать соответствующего уменьшения стоимости. Рассчитывать можно по-разному, это зависит от того, как турист сформулирует свои требования, — пояснила Profi.Travel юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская. — Самый простой вариант — это требовать возврат средств за сутки проживания в гостинице. Очень часто туроператоры в аналогичных ситуациях возвращают деньги. Вариант посложнее, в этом случае, вероятно, придется судиться: если турист рассчитывает стоимость одних суток, исходя из общей цены тура, разделенной на количество дней. Это не совсем корректно, но такая практика у потребителей тоже есть. Подобное требование нужно обосновывать».
Начать, по словам юриста, в любом случае стоит с подачи претензии, получить ответ туроператора и, если он не устраивает, можно обратиться в суд.
В этом году правила защиты прав потребителей изменились, нововведения касаются и турбизнеса. В новом Декрете Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей», которые действуют в России и Беларуси, отдельно прописана ответственность маркетплейсов. Как уточняет Роспотребнадзор, они приобрели обязанность обеспечения соблюдения требований правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых размещают на своей электронной площадке. Кроме того, от них теперь требуются условия для предоставления полной и достоверной информации о реализуемой продукции.
Мы не исключаем, что в определенной степени указанные правила действительно могут повлиять на работу маркетплейсов/агрегаторов. Но здесь необходимо сделать несколько важных оговорок, — прокомментировал нововведения ведущий юрист компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Максим Ковалевский. — По нашему мнению, нельзя равнять всех представителей ОТА в турбизнесе. Дело в том, что маркетплейсы и агрегаторы могут работать по-разному. Одни, скажем, могут быть турагентами/субагентами. Вторые же — просто предоставлять возможность участникам туррынка размещать свои предложения на их площадке».
Юрист подчеркнул, что первые прямо подпадают под действие норм и Федерального закона № 132-ФЗ (ст.ст. 10 и 10.1), и Закона о защите прав потребителей (ст. 10) относительно надлежащего информирования туристов о потребительских свойствах услуг, а в то же самое время в ст. 2.1 Закона о защите прав потребителей присутствует норма, которая гласит, что владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации об услуге, в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию об услуге, предоставленную исполнителем и содержащуюся в предложении о заключении договора возмездного оказания услуг. Складывается впечатление, что, таким образом, первых новые правила, скорее всего, коснутся в меньшей степени, чем вторых.
«Мы предполагаем, что маркетплейсам/агрегаторам, которые не являются турагентами/субагентами, стоит обратить особое внимание на новые правила. И продумать механизм контроля соблюдения соответствующих требований (например, какую-то модерацию объявлений)», — подчеркнул Максим Ковалевский.
При этом юрист добавил: без практической основы — все это пока только предположения. Время покажет, потребуется ли рынку очередная адаптация.
Управляющий директор группы компаний «Слетать.ру» Евгений Данилович отметил, что подобное вряд ли повлияет на принцип работы маркетплейсов. Добросовестно работающие компании, по его мнению, и так проверяют продавцов и предоставляют полную информацию об услугах — никто не хочет нести дополнительные репутационные риски и подвергать потребителя опасности.
«Существенно повлиять на продажу экскурсионного продукта на маркетплейсах может только приравнивание последних к туроператорам. Тогда количество предложений и контента действительно уменьшится. Пока это не действует, подобные правила не будут оказывать влияние», — заключил эксперт.
Агрегаторов новые правила тоже касаются. «В Декрете есть понятие «агрегатор информации о продукции», соответственно, его положения затрагивают и деятельность туристических агрегаторов, — пояснили Profi.Travel в Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ). — Важно отметить, что принятый документ выступает своего рода ориентиром для властей при корректировке актуальных нормативных документов. Сейчас мы внимательно изучаем вопросы практического применения положений Декрета и закона «О защите прав потребителей». Кроме того, мы направили обращение в Роспотребнадзор по данному вопросу».