Как в Башкирии привести в чувство риелтора
В хлопотах при покупке квартиры для родственницы в городе Туймазы я погрузился в рынок жилья. Пришлось пообщаться вживую и в мессенджерах с десятком риелторов, побывать на осмотре самых разных квартир.
В августе 2024 года цены на двушки-однушки на вторичном рынке начали перешагивать барьер адекватности. «Хрущевки» с рассохшимися деревянными рамами и даже «советскими» деревянными дверями, кухнями-клетушками и скрипучими облезлыми полами достигли 2 миллионов 900 тысяч рублей.
Продолжая мониторить цены, я заметил, что после повышения ставки рефинансирования ЦБ, с декабря 2024 года, покупки квартиры в ипотеку устремились к нулю. Много семей не потянуло ипотечные платежи по 55-60 тысяч рублей в месяц. Цены на вторичку снизились на 10-15 процентов.
Хорошо продавались лишь земельные участки или старые дома (300-400 тысяч рублей) под дачи в пригороде. Продажи же новых квартир сильно сократились.
В этой связи риелторам стало тяжко. Большинство из них – бывшие юристы, бухгалтеры, учителя и заводчане — шустрые пробивные женщины. Деловые, прям, мама не горюй. И шутку пошутят и подвезут к осмотру квартиры и даже что-то про дом, где она располагается, скажут: предусмотрена ли замена коммуникаций, когда построено здание...
Но среди них появились...
Лучше расскажу на примере. Звоню через популярный сайт объявлений, на звонок отвечает агент Таня, через час она милостиво привозит меня в однушку, а там — бац, второй агент, Лена. Я снимаю, замеряю, а после выхода Таня показывает мне бумажку с адресом, где мы побывали, и просит расписаться.
— Если вы купите эту квартиру, то должны будете мне 20 тысяч рублей, — заявила мне Таня.
— Тогда зачем там была Лена? — спрашиваю.
— Мы так договорились, — отвечает шустрая девица.
— Какая вы смешная, я могу лишь оплатить вам поездку, как за такси. Кстати, спасибо, что подвезли. Видите ли, вы не предупредили меня, как потребителя услуги, об условии ее оплаты после осмотра. Поэтому ваша претензия ничтожна, а вот моя, после обращения в Роспотребнадзор о нарушении «Закона о защите прав потребителей», будет иметь силу.
— Вы где работаете? — напряглась девица. — Вы адвокат?
— Нет, я время от времени при помощи экспертов разъясняю читателям уловки вот таких агентов.
Девушка повезла меня обратно, попыталась поплакаться про расходы за размещение объявок на сайте и заодно предложила показать еще две квартиры.
— Это бесплатно? — спросил я, представив лицо родственницы, покупающей «однушку».
— Пока вы не купите ее, да.
— А ведь вы так ничего и не поняли, — сказал я девушке. — Я ничего не обязан вам платить без эксклюзивного договора. Я могу купить любую из предложенных вами квартир сам. Без вас. Еще и Лене надо платить, так ведь? Два агента из разных агентств продаете одну «хрущевку». Еще сдерете плату с продавца, тоже, очевидно, не миллионера. Не потому ли «убитые», без ремонта квартиры так подорожали? Двойные гонорарчики — это же так просто.
— У нас все законно...
С первого взгляда придраться сложно. И на порталах, продающих недвижимость, практически не осталось частных лиц. Даже, если позвонишь по объявлению на столбе: «Сдам комнату в общежитии», трубку возьмет риелтор.
Конечно, агентства несут расходы по сопровождению сделок, по проверкам на наличие скрытых наследников, несовершеннолетних, тратятся на объявления в интернете. Однако какое-то подобие этики должно же оставаться.
А риелторам вроде Татьяны надо почитать статью 16 «Закона о защите прав потребителей».
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких (услуг).