В одном из садоводств Петербурга умер 6-летний мальчик: родители не показывали его врачам, он не ходил в детсад
Петербург. Одно из обычных садоводств. Здесь – тихо, спокойно, многие живут круглый год, все знакомы. Поэтому, трагедия, случившаяся в этом доме, шокировала дачников.
«По факту мы про эту семью вообще ничего не знаем, а, как прочитали новости, конечно, здесь все в округе, конечно в шоке остались».
«Абсолютно шокирован. В целом, люди – тихие, спокойные, не вызывали подозрения никакого, что у них какие-то нетрадиционные взгляды».
Нетрадиционные взгляды – это так называемое «единение с природой»: отказ от мяса, сон на полу. Как стало известно, глава семейства неоднократно проводил сборы для единомышленников.
Косвенно это подтверждают фотографии из социальных сетей его супруги – традиционные наряды, участие в тематических фестивалях в стиле «дитя природы». Сама 35-летняя мать, судя по подпискам, увлекалась творчеством и рукоделием.

В семье – шестилетний мальчик. Как стало известно, родители не водили его на осмотры к педиатру. Ребенок не посещал детский сад. Да и вообще, чета не признавала традиционную медицину.
В роковой день мальчику стало плохо. Скорую помощь вызвали слишком поздно, а именно, когда глава семейства уже не смог оказать помощь сыну самостоятельно. Не помогли и травяные отвары.
«От врачей скорой помощи поступило сообщение о констатации смерти шестилетнего мальчика. В частном доме садоводства в Красносельском районе. Следователями проведен осмотр места происшествия», – рассказывает старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу по связям со СМИ Юлия Кольникова.

В народных методах нет ничего плохого, отмечают медики, но только в том случае, если травяной сбор дополняет классическое лечение, рекомендован доктором после тщательных осмотров и консультаций.
Особенно это важно для детей. В один ряд с фитотерапией можно поставить веганство, сыроедение, пранатерапию.
«Мы понимаем, что у нас в травах могут содержаться яды, и не каждая травка-муравка полезна для ребенка. Родители, выбирая фитотерапию, веганское питание, сознательно ограничивают ребенка в поступлении питательных веществ», – объясняет заведующая детским приемным отделением клиники Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета Ксана Штернлихт.
Психологи характеризуют подобные практики, как девиантное поведение. Пример – вакцинация. Приверженцы отказа от прививок неверно оценивают риск заболевания, как гораздо меньший, чем вред от побочного эффекта вакцины.
Еще один вариант – субкультуры.
«Речь идет о субкультурах, которые по какой-либо причине отрицают традиционные методы медицины. Конкретно в этом случае они считают, что травы, как более чистые продукты, полезнее, чем синтезированные препараты», – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии эмоций НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Любовь Глинкина.

Как и в какой мере оказывать ребенку медицинскую помощь, конечно, определяют родители. Или законные представители. Но такая свобода в праве – только до того момента, пока не создается угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
Законодательство устроено так, что априори считается – родители действуют в интересах ребенка и надлежащим образом выполняют свои обязанности.
В другом случае – ответственность: административная, уголовная. Лишение или ограничение в родительских правах.
«Весь набор законодательства позволяет оказывать детям необходимую медицинскую помощь, даже в случае, если родители от нее отказываются. Здесь самое главное – просто вовремя отреагировать. Тут ситуация, мне кажется, связана должна быть не только с тем, чтобы вовремя применить законодательство, но и общественность должна выступать в такой ситуации, наблюдать за соседями», – комментирует юрист Наталья Рыбинская.
А что говорят соседи? Семья никак не привлекала внимание: приветливые, порядочные.
«Предварительно установлено, что семья ранее не попадала в поле зрения правоохранительных органов и органов опеки. На профилактическом учете не состояла. В настоящее время прокуратура контролирует ход и результаты расследования, по уголовном делу возбужденному по факту причинения смерти по неосторожности», – говорит старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по связям со СМИ Екатерина Дмитриева.

Весна 2024 года. Лазаревский районный суд Сочи. Именно там свой приговор выслушал петербургский блогер-сыроед Максим Лютый.
По данным следствия, «мастер по работе с телом и сознанием», как сам себя называл мужчина, периодически проводил суточные голодания ребенка, обливал его холодной водой.
Детский организм веганские практики голодания не выдержал. Мальчик, который прожил всего месяц, умер.
«Он признан виновным в причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни своего месячного сына, повлекшего по неосторожности его смерть – часть 4 статьи 111 УК РФ, а также – в ненадлежащем неисполнении родительских обязанностей», – комментирует помощник руководителя СУ СК РФ по Краснодарскому краю по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ Анжела Шестерикова.
После рождения малыша не зарегистрировали в ЗАГСе, врачам не показывали. Итог – сыроеду Лютому дали 10 лет колонии строго режима. Мать, которая не остановила эксперименты мужа, получила исправительные работы.
В подобных случаях именно врачи чаще всего сообщают об угрозе жизни напрямую в правоохранительные органы, но, когда безответственные родители попросту скрывают детей, избежать худшего невозможно.
Поэтому врачи настойчиво повторяют: жизнь и здоровье ребенка – не поле для экспериментов их родителей.