Фарфоровая чашка, с которой началось большое музейное расследование: захватывающая история одного экспоната

Фарфоровая чашка, с которой началось большое музейное расследование: захватывающая история одного экспоната

Уже 160 лет Мария-Антуанетта особенно загадочно смотрит на всех посетителей роскошных покоев. Ведь ей одной известно, где она пропадала 16 лет.

«Это было ЧП – были опрошены все служители: кто что видел, кто что знает, но, к сожалению, никаких следов найти не удалось», – говорит старший научный сотрудник музея-заповедника «Павловск» Ольга Баженова. 

Сервиз тонкой работы – презент будущему императору Павлу Первому во время его французского вояжа. После гибели самодержца драгоценности достались вдове Марии Федоровне.

В итоге хозяином посуды стал их сын Михаил.

«Парадные залы, в которых мы находимся, были превращены в своего рода музей при Михаиле Павловиче. Считалось, что ни один предмет отсюда забрать нельзя, все было при его августейшей матери», – продолжает Ольга Баженова.

Едва ли из чашек хоть раз пили чай или кофе, да и сами цари в этих комнатах никогда по-настоящему не жили.

Пышная кровать, изящная люстра – символы статуса. Впрочем, как выясняется, к царственным особам некоторые слуги относились без должного пиетета.

«Медали, например, пропадали, там истопника сразу же обнаружили, когда парковые скульптуры – это же очень сложно, они же очень тяжелые. Когда ночью вывозили целые бронзовые статуи, это тоже были люди низшего класса, не придворные», – вводит в курс дела Ольга Баженова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Марию-Антуанетту нашел Александр Половцев. Страстный коллекционер обнаружил чашку в антикварном магазине и в 1864 году вернул фамильную реликвию Александру второму.

Исследуя скандалы и загадки императорского дома, невозможно не вспомнить последний по-настоящему грандиозный бал дома Романовых. Кажется, эта ослепительная роскошь канула в лету, на деле же гости из прошлого все это время жили среди нас.

Дорогая парча, жемчуг, прозрачные рукава из газа. Изысканное платье никто не крал. От такого богатства знатные хозяева отказались сами.

«Вещи побросали и иммигрировали: остались сундуки. Да, сундук номер четыре с подписью «старинные платья», – рассказывает хранитель фонда костюма и ткани Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ольга Щербакова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сундук с костюмами из Владимирского дворца во время революции отправили прямиком в Мариинский театр. Там наряд «выступал» до середины 60-х.

До наших дней никто и не думал, что этот реквизит – уникальный свидетель эпохи.

«Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля… и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам», — строчки из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского.

«Конкретно этот наряд на этом балу носила великая княгиня Мария Павловна старшая. Портнихе Ивановой, которая исполнила этот костюм, было уплачено за него 920 рублей», – продолжает Ольга Щербакова.

Сумма по тем временам – гигантская, и все же на маскарадном наряде великие князья сумели сэкономить. Тут жемчуг – ненастоящий.

Кстати, большие драгоценные камни, скорее всего, срезали перед отъездом за рубеж.

«Там внизу как будто что-то пролили на него. Это – как раз узор, это – узор нуаре, вот именно по этим пятнам и было первая зацепка, что это – оно», – говорит Ольга Щербакова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Из почти 200 костюмов с того бала сохранилась всего дюжина. Императорский – в Москве, еще десять – в Эрмитаже, и теперь уж точно еще один – в музее истории Петербурга.

После революции в театрах выступало много нарядов прежней знати, в операх использовали даже мундиры наполеоновских генералов, но в то, что новая власть пришла всерьез и надолго, верили, кажется, не все. Например, в Гатчине как будто бы немного сомневались.

«Кое-где есть утраты красочного слоя, с сохранением грунта, это мы видим на изображении лика», – объясняет старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи государственного музея-заповедника «Гатчина» Айсулу Шукурова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Стайки пухлых херувимов в домовой церкви царского дворца видели четырех российских императоров. В 20-х или 30-х годах 20-го века изображения скрыли картоном и штукатуркой.

«Люди, которые это делали, надеялись, что рано или поздно дворец будет отреставрирован и вернет себе свое первоначальное величие», – продолжает Айсулу Шукурова.

Во время войны в это крыло здания не упало ни одной бомбы, церковь не тронули пожары. И все же, до начала 2000-х годов рисунки считались утраченными. Пока в храме не случилось еще одно чудо.

«Как-то отошла эта картонка и стал виден фрагмент неба – это было неожиданностью для всех», – говорит Айсулу Шукурова.

Голубое небо осталось практически таким же ясным, как в 19-ом веке. Так что мастерам почти не пришлось реставрировать крылатых младенцев.

В Северной столице исчезали не только императорские сокровища. В самом сердце Ленинграда бесследно пропал целый остров – Ватный, но разглядеть его очертания можно и по сей день.

В 1942-ом году рабочие закопали канал, который проходил вдоль проспекта Добролюбова, а теперь на этом месте вырастает Тучков Буян.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

02:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025