Посредники в делах любовных. Премьера драматического спектакля «Женитьба» (16+) в Театр-Театре
Драматический спектакль в репертуаре Пермского академического Театра-Театра в последние годы – явление редкое, оттого вызывает неподдельный интерес. Премьера «Женитьба» (16+), которую представили публике 13 февраля, произвела впечатление не только классической постановкой и бережным отношением к тексту Н. В. Гоголя, но и современной сценографией, создающей эффект наблюдения за происходящим через «замочную скважину», и мастерской игрой актеров, знакомых и любимых пермскими зрителями, которые предстали в несколько иной, не совсем непривычной ипостаси. Спектакль получился добрым, смешным, трогательным и при этом довольно актуальным.Постановочная команда «Женитьбы» (16+) (продюсер – Борис Мильграм), кажется, отразила в проекте ассоциации публики, знакомой с этой пьесой и ее различными интерпретациями. Спектакль смотрится, как кинофильм, где «оператор» сначала акцентирует внимание зрителей и берет крупным планом сцену с Подколесиным дома на диване. Затем действие переносится на «улицу», интерьером которой служит черный занавес, закрывающий сцену вплоть до колосников наверху, а персонажи пьесы совершают переход к дому Агафьи Тихоновны (актриса Анастасия Демьянец) по небольшому проходу во всю длину сцены между занавесом и рампой. Дом зажиточной невесты, в который стремятся потенциальные женихи, находится словно на возвышении, доступном не всякому, и открывается зрителям через оконце, то широкое прямоугольное, а то вдруг небольшое, как у балконной двери.Санкт-петербургский художник-сценограф Симон Пастух, многократный обладатель «Золотой Маски», известен пермскому зрителю по работе над спектаклем «Катерина Измайлова» (18+) в Пермском Театре-Театре в 2022 году. В его видении миры двух главных героев «Женитьбы» (16+) радикально противоположные. Модерновая светлая плитка, пальмы в кадках и диван модного оттенка морского бриза отличают богатый и свободный от искусства и знаний, но наполненный светом (художник по свету – Евгений Козин), дом Агафьи Тихоновны Купердягиной. А в темном жилище Ивана Кузьмича Подколесина среди стопками уложенных на ковре книг и канделябров со свечами чувствуется «пыль веков» и тяга к познанию. И глобус, и подзорная труба, и гитара – все собрано вокруг старинного кожаного дивана с высокой спинкой, на котором хозяин проводит большую часть свободного времени.
Капремонт Театра-Театра с расширением зрительного зала обойдется в 1,8 млрд рублейОбъединили такие разные пространства в спектакле «Женитьба» (16+) современные технологии. Черный занавес здесь выполняет роль огромного экрана для видеопроекций (видеохудожник – Петр Марамзин). На нем время от времени появляется «тень» отца Купердягиной, идет дождь или реализуются фантазии невесты о внешности жениха. Еще одним кинополотном в спектакле является стена в доме Агафьи Тихоновны, на которой ей «видятся» недавно представленные суженые. Подкрепленные интересными психоделическими музыкальными композициями (автор музыкального оформления Владислав Толецкий) видеомечтания героини воспринимаются очень актуально. И у сегодняшнего поколения 30+ существуют проблемы с поиском спутника жизни, в том числе из-за завышенных ожиданий, диктуемых внешней средой.Агафья Тихоновна в исполнении Анастасии Демьянец по-своему притягательна, как особа романтичная и не блистающая умом. Ее монолог-рассуждение о женихах, лежа на диване кверху ногами, наполнен простоватой искренностью и вызывает добрый смех у зрителей. И все-таки исполнители мужских ролей в «Женитьбе» (16+) неожиданно или намеренно, но «переиграли» актрис, задействованных в женских персонажах. Органичен и симпатичен Сергей Семериков в роли экзекутора И. П. Яичницы. Хорош собой и при этом до невозможности зануден Н. И. Анучкин (актер – Алексей Корсуков), мечтающий, чтобы его будущая жена непременно говорила по-французски. Ярок, смешон и трогателен любитель «дамского пола», моряк Б. Б. Жевакин в исполнении Александра Сизикова. А обаятельный и напористый И. Ф. Кочкарев, образ которого удивительно точно создал Александр Гончарук, не дает никакого шанса устоять перед его убедительными доводами и красноречивыми описаниями прелестей жениху перед невестой, а невесте перед женихом.Но, безусловно, главным персонажем «Женитьбы» (16+), не только по замыслу пьесы, но и с точки зрения блистательно сыгранного образа, является актер Альберт Макаров. Созданный им персонаж тонко отображает эмоциональные грани личности Ивана Кузьмича Подколесина. Он по-обломовски обаятельно скучный в своих философских разглагольствованиях на любимом роскошном диване, неуверенно податливый в общении с другом Кочкаревым, не способный ему отказать или возразить с хоть каким-то убедительным аргументом. А вот в общении с невестой наедине зрителям демонстрируется целая гамма скрытых чувств этого гоголевского героя – от робости и трогательности до смелого натиска и любовной страсти. «Мой герой – персонаж положительный, а ведь я часто играю злодеев. А тут – добрый, интеллигентный надворный советник Иван Кузьмич. И мне в этом смысле очень тяжело, все время приходится себя сдерживать, я такого персонажа не играл. В этом спектакле мы не поем, но при этом мой герой – это меццо пиано внутри, он очень спокойный, а его пытаются все время куда-то вытащить, женить», – рассказал Альберт Макаров, исполнитель роли И. К. Подколесина.Финал пьесы Н. В. Гоголя остается неизменным и здесь, но в «Женитьбе» (16+) герой Альберта Макарова оказывается в конце концов, как в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, опять на своем диване. Вместо разбитого корыта – холостяцкое одиночество, «прикрытое» удовлетворенностью от свободы, и нежелание что-то в жизни менять, которое никакие посредники в делах любовных преодолеть не в силах.«Спектакль получился трогательный, смешной, с какими-то очень милыми персонажами. А самое главное, там использовался принцип, достаточно редкий в наше время, – здесь звучит абсолютно весь канонический текст Николая Васильевича Гоголя от начала до конца. В настоящее время редко кто себе позволяет такое. При этом история стремительная, легкая, остроумная, с потрясающими актерскими работами», – отметил Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра, продюсер проекта «Женитьба» (16+). Спектакль «Женитьба» (16+), действительно, – событие совершенно невероятное, как и заявлено в театральной программке. Премьерные показы состоялись в Пермском академическом Театре-Театре с 13 по 16 февраля, следующие пройдут в конце марта и апреле.Фото предоставлено Театром-Театром, фотограф – Андрей Чунтомов