В дацане Бурятии объяснили, как не проворонить удачу в Сагаалган
Там раскрыли особенности празднования Белого месяца
Уже на следующей неделе, 1 марта, все буддисты отметят наступление Нового года по лунному календарю. Жителей Бурятии в честь Cагаалгана ждёт трёхдневный уик-энд.
Тем временем в Байкальском дацане «Дамбадаржалин» раскрыли кое-какие секреты встречи Белого месяца. За день до Сагаалгана, 27 февраля, в республике устроят обряд Дугжууба (возрастное ограничение – 0+). Это своеобразный ритуал очищения, который проводят для устранения помех и всего плохого – чтобы в наступающем году человек обрёл благополучие, здоровье и счастье.
Есть традиция – чтобы избавиться от негатива, накануне «Дугжуубы» дома заводят тесто, обтирают им (или куском салфетки) себя и близких, а на следующий день приносят на место, где зажигают очистительные костры. Туда и нужно бросить тесто. Оно сгорит, а вместе с ним – и всё дурное.
Особое сакральное значение имеет Бутуу Yдэр (28 февраля) – в буквальном переводе с бурятского – «закрытый», «глухой» или «тёмный день», предшествующий Сагаалгану, когда верующие не употребляют алкоголь, не едят мясо, готовят алтарь и ждут наступления праздника. Это некий стык старого и нового.
- В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, разложить «табаг» (хлеб, пряники, печенье, боовы, конфеты, рафинад, зефир и т. д) – ритуальное подношение божествам, состоящее по правилам из девяти этажей, которое венчает кусок сливочного масла, – отметили в дацане. – Кроме того, необходимо зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш дальнейший путь в этой и в следующих жизнях.
В Бутуу Yдэр запрещается поднимать пыль в доме – сделать уборку нужно заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, делать простирания и совершать добрые поступки.
Встречать Белый месяц необходимо как следует подготовившись к нему – с чистыми помыслами. В первый день встают очень рано – в 4-5 часов утра.
- По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей, – отмечают в «Дамбадаржалин». – Считается, что проспавшие её приход упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини и им будет сопутствовать удача и успех.
После утреннего умывания необходимо зажечь зула, воскурить санзай или хужэ (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трём драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами «Ом А Хум».
После буддисты отправляются в дацан, где и встречают праздник вместе со священнослужителями. В первый день Сагаалгана принято навещать и поздравлять родных. В Белый месяц нужно обязательно вывесить хий морин – ритуальные флажки с изображением «коня ветров», освящённые у ламы. Их привязывают к дереву или помещают на крыше дома либо в дацане таким образом, чтобы они развевались на ветру.
- Считается что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам, – пояснили в Байкальском дацане.
А ещё Сагаалган – самое время посетить ламу-астролога и узнать у него обо всех особенностях года для себя и своих близких.