Правовые перспективы отмены санкций со стороны США в отношении России
Вчера Республика Корея приняла решение с 28 февраля отменить санкционные ограничения на поставку в Россию медицинского оборудования. Это первый заметный прецедент со стороны крупных недружественных нашей стране государств по отказу от санкционного давления. Вероятно, это решение связано с заявлениями президента США Дональда Трампа, который прямо дает понять о своих намерениях покончить с санкционной войной против России. Достаточно ли для этого его воли, и как такое решение способно повлиять на эффективность санкций других стран, в новом материале рубрики «Ученик: законы Трампа».
Санкционная политика США опирается на сложную юридическую базу, включая президентские указы, такие как Executive Order 13660 от 6 марта 2014 года, и законодательные акты, в частности, «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA, Public Law 115-44) от 2 августа 2017 года. Эти документы закрепили ограничения против российских физических и юридических лиц, а также ввели механизм вторичных санкций.
Отмена ограничений потребует либо нового исполнительного указа президента, либо внесения поправок в CAATSA, что согласно разделу 216 закона требует согласования с Конгрессом. Такой шаг станет свидетельством перехода Вашингтона к более реалистичной позиции, признающей, что санкции не достигли целей, закрепленных в резолюциях, таких как OFAC General License 8A.
Возврат замороженных активов, включая резервы Центрального банка РФ, регулируется положениями американского закона IEEPA (International Emergency Economic Powers Act, 50 U.S.C. §§ 1701–1707), который предоставляет президенту полномочия по управлению такими активами. Их разморозка укрепит позиции России на международной арене, подтвердив, что конфискация суверенных средств, осуществленная в рамках Executive Order 14024 от 15 апреля 2021 года, не имеет долгосрочной юридической силы. Для российского финансового сектора это означает новые возможности для инвестиций и стабилизации рубля.
Европа на пороге перемен
Евросоюз, чья санкционная политика регулируется статьями 29 и 31 Договора о Европейском союзе (TEU) и решениями в рамках общей внешней политики и политики безопасности (CFSP), окажется перед историческим выбором. Европейские санкции против России формально независимы, но их эффективность напрямую зависит от поддержки США. Как отмечает портал EUobserver, если США снимут свои ограничения, европейские санкционные списки могут утратить силу не столько юридически, сколько практически — из-за снижения их экономического воздействия.
Ослабление трансатлантического единства усилит голоса внутри ЕС, выступающие за нормализацию отношений с Москвой. Германия, Франция и Италия, чьи экономики пострадали от разрыва энергетических и торговых связей, получат шанс восстановить доступ к российским ресурсам. Например, немецкая промышленность, зависящая от энергетических и сырьевых поставок, уже неоднократно сигнализировала о необходимости пересмотра санкционного режима.
Восточноевропейские страны, несмотря на скептицизм, не смогут долго блокировать процесс: необходимость экономического прагматизма перевесит политические амбиции, особенно в свете статьи 215 Договора о функционировании ЕС (TFEU), ограничивающей односторонние действия отдельных членов.
С правовой точки зрения ЕС может продолжать поддерживать свои санкции независимо от действий США, но их эффективность резко снизится. Без американской поддержки меры, такие как запрет на импорт технологий или ограничения на доступ к финансовым рынкам, будут легко обходить через третьи страны, такие как Китай или Турция, которые уже играют роль буфера для российской экономики. Более того, отсутствие вторичных санкций США ослабит давление на европейские компании, многие из которых могут возобновить сотрудничество с Россией, несмотря на формальные запреты Брюсселя.
Перспективы экономического ренессанса
Отмена санкций США станет для России стимулом для дальнейшего развития. Энергетический сектор и промышленность, поддерживаемая госпрограммами по импортозамещению (постановление Правительства РФ №719), получат импульс от восстановления экспорта в Европу. Российский бизнес сможет предложить западным партнерам конкурентоспособные условия, укрепляя позиции страны как ключевого игрока на глобальной арене.
Для Европы это также позитивный сценарий. Возобновление поставок газа и нефти из России позволит стабилизировать цены на энергоносители и снизить инфляцию, что соответствует целям Европейского зеленого курса (COM/2019/640). В случае отказа от такого сценария, экономически Европа рискует оказаться в проигрыше. Если США снимут ограничения и американские компании получат доступ к российскому рынку раньше европейских конкурентов, это усилит трансатлантическую асимметрию. В то же время сохранение европейских санкций в условиях их ослабленной эффективности может привести к дальнейшему росту цен на энергоносители и потере конкурентоспособности европейской промышленности.
Отказ США от санкций подтвердит стратегическую правоту российского руководства, закрепленную в Стратегии национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ №400 от 2 июля 2021 года). Это станет сигналом для других стран, демонстрируя, что односторонние ограничения, такие как американские Executive Orders, не способны диктовать условия сильным государствам. Впрочем, у Европы останется возможность выйти из-под влияния Вашингтона, выстраивая самостоятельную политику в рамках Лиссабонского договора.