В Братееве строится крупнейший комплекс по обслуживанию поездов метро — Собянин
Огромные темпы развития метро требуют таких же темпов развития инфраструктуры для обслуживания поездов, поэтому за последние годы в Москве было реконструировано или построено 12 электродепо. Об этом Сергей Собянин сообщил во время осмотра строящегося депо «Южное» в районе Братеево.
«Каждое из них — это огромный завод, высокотехнологичный, с тысячами работающих. Здесь, в Братееве, мы построили первую очередь ремонтного завода, сейчас заканчиваем вторую очередь электродепо, и в целом этот комплекс будет, наверное, одним из крупнейших в нашей стране и одним из крупнейших в мире по ремонту и эксплуатации поездов метро. Кроме всего прочего, проведение ремонтных работ позволит и лучше обслуживать, эксплуатировать Замоскворецкую линию метро, одну из старейших, по которой каждый день проезжают около 800 тысяч пассажиров. Быстрее закончим и обновление подвижного состава. Надеюсь, что в 2026 году, до конца 2026 года, уже все поезда на этой ветке метро будут современными. Это “Москва-2024”, “Москва-2026”, новые современные поезда. Так что улучшится и эксплуатация вагонов, улучшатся условия работы и отдыха самих водителей локомотивов, ну и в целом, конечно, улучшится ситуация на самой ветке метро с точки зрения комфорта пассажиров», — подчеркнул Сергей Собянин.
Завершить строительство электродепо «Южное» Замоскворецкой линии Московского метрополитена планируется в 2025 году.
Замоскворецкая линия — одна из старейших, протяженных и популярных в столичном метро. 16 из 24 станций — пересадочные на другие линии метро, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Ежедневно здесь совершается более 800 тысяч поездок.
Последние 10 лет стали временем динамичного развития Замоскворецкой линии. С 2015 по 2018 год появились станции «Технопарк», «Ховрино» и «Беломорская», что улучшило транспортную доступность пяти районов столицы — это Ховрино, Левобережный, Западное Дегунино, Нагатинский Затон и Даниловский. В 2021-м завершился первый этап реконструкции депо «Сокол», в 2023-м в рекордные сроки построили тоннели на участке «Кантемировская» — «Царицыно». В прошлом году на Замоскворецкую линию вышел первый поезд «Москва-2024», что положило начало процессу обновления подвижного состава.
Непрерывное развитие инфраструктуры линии позволяет обеспечивать высокий уровень обслуживания пассажиров и комфортные интервалы движения поездов — 1,6 минуты (в наиболее востребованное у горожан время).
До 2021 года поезда Замоскворецкой линии обслуживали электродепо «Сокол» (с 1938-го), «Замоскворецкое» (1969–2021 годы) и «Братеево» (с 2014-го). Ежедневно они выпускали на линии около 80 составов. Однако в 2021-м электродепо «Замоскворецкое» переключили на обслуживание подвижного состава Большой кольцевой линии метро, и сейчас оно полностью работает для ее нужд, а также временно принимает составы Троицкой линии.
Для замещения выбывших мощностей депо «Замоскворецкое» в 2020-м рядом с действующим депо «Братеево» на юге Москвы началось строительство нового электродепо «Южное» («Братеево-2»).
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Сергея Жукова, к настоящему времени общестроительные работы выполнены уже на 25 процентов. Готовность инженерных систем составляет 80 процентов.
После ввода в эксплуатацию новое электродепо «Южное» будет обслуживать подвижной состав Замоскворецкой линии, включая поезда новых серий «Москва-2024», которые начали перевозить пассажиров в марте 2024-го.
Как сообщил начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, сейчас на Замоскворецкой линии метро уже курсируют 23 состава новых поездов «Москва». К концу декабря этого года будет получено еще 19 составов.
Полностью обновить поезда на этой линии планируется в течение ближайших нескольких лет. По ней будут курсировать как современные российские составы «Москва-2024», так и новейшие поезда «Москва-2026». Благодаря этому поездки станут намного комфортнее более чем для 1,8 миллиона жителей 21 района, где проходит Замоскворецкая линия.
При этом действующее депо «Братеево» сконцентрируется на капитальном и среднем ремонте вагонов метро. Мощности комплекса позволят ремонтировать подвижной состав Замоскворецкой линии, а также проводить технически сложный ремонт вагонов типа «Номерной» и «Русич» с других веток. Всего планируется обслуживать до 850 вагонов, 8,5 тысячи колес и более 6,4 тысячи двигателей в год. Это рекорд для аналогичных объектов в России.
«Создадим вместе с вагоноремонтным заводом “Братеево” крупнейший в стране комплекс по обслуживанию и ремонту вагонов метро. По своим масштабам он превзойдет нынешнего рекордсмена — электродепо “Митино”. В новом комплексе будут обслуживаться до 2,4 тысячи вагонов в год», — рассказал Мэр Москвы в своем телеграм-канале.Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin
Вагоноремонтный комплекс «Братеево» станет не только крупнейшим, но и наиболее современным, с высоким уровнем автоматизации. Здесь будут конвейеры для перемещения колесных пар, электрические тележки и станки с числовым программным управлением.
Общая площадь комплекса составит 32,2 гектара.
После ввода в эксплуатацию депо «Южное» планируется начать второй этап реконструкции депо «Сокол». Первый завершился в 2021 году. Тогда на месте старого здания для ремонта вагонов построили современный отстойно-ремонтный корпус для обслуживания поездов Замоскворецкой линии.
В депо «Южное» на участке в 13,6 гектара построят 46 зданий и сооружений общей площадью 74,3 тысячи квадратных метров, включая отстойно-ремонтный корпус, мотодепо и пост электрической централизации, компрессорную станцию, склад, административно-бытовой корпус и другие. Развернутая длина путей депо «Южное» составит около 6,2 километра, что сравнимо с перегоном между станциями «Крылатское» и «Строгино» — самым протяженным в столичном метро.
После выхода на проектную мощность на предприятии создадут примерно 1,3 тысячи рабочих мест. Планируется, что вместе с современными вагонами в депо «Южное» придет сервисная компания завода-производителя, которая будет обслуживать новый подвижной состав (поезда «Москва-2024» и «Москва-2026») по контракту жизненного цикла в течение 30 лет эксплуатации.
Для персонала создадут максимально благоприятные условия для эффективной работы и полноценного отдыха. В административном здании откроют столовую на 160 мест. Комнаты отдыха локомотивных бригад организуют по типу гостиничных номеров — с размещением в одном блоке с санузлом. Медицинская служба будет включать кабинеты предрейсовых осмотров, врача и медицинского психолога, процедурную, прививочный кабинет и комнату для восстановительных мероприятий.
Предусмотрены спортивный и тренажерный залы с кабинетом инструктора по физической культуре, актовый зал и хозяйственные помещения (прачечная, гладильная, комнаты для хранения спецодежды).
Основные характеристики нового инфраструктурного комплекса
Депо «Южное»:
— площадь участка — 13,6 гектара;
— общая площадь помещений — 74,3 тысячи квадратных метров;
— вместимость — 34 места для составов;
— ночной отстой — 25 мест;
— мойка — 12 составов в сутки;
— эксплуатационное обслуживание — 30 составов в сутки;
— техническое обслуживание — четыре состава в сутки;
— обточка колесных пар — три вагона в сутки;
— текущий ремонт — три состава в месяц;
— рабочие места — около 1,3 тысячи;
— развернутая длина путей — 6,2 километра.
Вагоноремонтный комплекс «Братеево»:
— площадь участка — 18,6 гектара;
— общая площадь помещений — 100,6 тысячи квадратных метров;
— вместимость — 11 мест для составов;
— развернутая длина путей — 7,1 километра;
— капитальный ремонт — 300 вагонов в год;
— средний ремонт — 550 вагонов в год;
— ремонт тяговых электродвигателей — 6,4 тысячи штук в год;
— колесные пары — 8,5 тысячи штук в год;
— мотор-компрессоры — две тысячи штук в год.
Развитие электродепо Московского метрополитенаСегодня поезда Московского метрополитена обслуживают 22 электродепо. Эксплуатируемый парк подвижного состава насчитывает более 6,6 тысячи вагонов различных моделей, при этом уже свыше 76,5 процента из них — современного поколения. В депо работают более 14 тысяч человек, в том числе около 5,5 тысячи машинистов.
Большинство поездов в столичном метро обслуживают по контракту жизненного цикла — это составы типа «Ока», «Москва», «Москва-2020» и «Москва-2024». Сервисная компания производителя отвечает за своевременное и качественное техническое обслуживание, диагностику поездов, мойку и ежедневную уборку, а также за готовность составов к выходу на линию.
Помимо выполнения своей основной функции (отстой, плановое обслуживание и мойка подвижного состава), электродепо являются базовыми предприятиями Московского метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, а также служат для размещения персонала и оборудования различных служб метро.
Без строительства электродепо невозможно открытие новых линий — это такие же по важности инфраструктурные объекты, как станции и тоннели.
Начиная с 2011 года в рамках программы развития Московского метрополитена построили и реконструировали 12 электродепо, в том числе семь новых: «Аминьевское», «Братеево», «Лихоборы», «Митино», «Нижегородское», «Руднево» и «Солнцево». Они принимают поезда шести линий и оснащены необходимым оборудованием для обеспечения эксплуатационного и технического обслуживания, периодических и внеплановых ремонтов вагонов. Пять депо реконструировали — это «Владыкино», «Выхино», «Печатники», «Планерное» и «Сокол».
В этом году планируется завершить строительство депо «Южное» («Братеево-2») Замоскворецкой линии и «Столбово» («Саларьево») Сокольнической линии. Еще три депо планируется открыть к 2030-му: «Ильинское» для Рублево-Архангельской, «Бирюлевское» для Бирюлевской и «Троицкое» для Троицкой линий. В перспективе предполагается построить депо «Щербинка».