Область входит в двухмиллиардный «кабальный кредит» на освещение автодорог
Согласно регионального проекта, световые опоры будут установлены на протяжении 140 километров трасс общего пользования. При том, что почти треть из них, 40 километров, являются грунтовыми дорогами — с загрузкой часто не превышающей два-три, а в лучшем случае, десяток автомобилей в сутки.
Так на сайте Единой информационной системы 6 февраля было размещено объявление о начале подачи заявок на конкурс «оказания услуг по финансированию аренды (лизинга) системы освещения автодорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения стоимостью 2 млрд 154 млн рублей». С переходом по завершению контракта лизингополучателю прав собственности на освещение и оборудование.
На это обратили внимание кировские дорожники, задавшись вопросом: насколько необходимо при дефицитном бюджете около семи миллиардов рублей лезть в дополнительную финансовую кабалу, получив 2,2 млрд рублей под 28 процентов годовых с периодом погашения долга до 2031 года. Так что к завершению проекта его бюджетная стоимость практически... утроится.
«Зачем сегодня заключать контракт на более чем два миллиарда рублей, если, разбив его на отдельные лоты, распределяя приоритеты по степени необходимости освещения автодорог, можно легко обойтись финансовыми силами «Дорожного комитета?» - рассуждает собеседник из «дорожного ведомства».
Как правильно «делать патернализм»Так, по мнению источника, если говорить о целесообразности контракта вообще, то в частности «режут глаз» осветительные работы на грунтовом бездорожье, где скорость транспорта не превышает черепашью: «Вначале асфальт положите, а затем свет делайте — это же логично».
Или, например, отчего контракт подписан не одним заказчиком — Игорем Меркуловым, главой «Дорожного комитета», а сразу... тремя чиновниками. Так, подпись Меркулова стоит под Техзаданием. Проект контракта завизирован его заместителем Екатериной Безгичевой. Вероятно, как полагает собеседник, женщине проще объяснить, почему вначале делаем светло, а потом асфальтовую дорогу — ведь не каждая дама понимает, что на грунтовке весной и осенью завязнет даже строительная техника подрядчика. А за обоснование цены отвечает... зам главного инженера Виталий Мохов. Он же, вероятно, в перспективе «самый крайний».
Как считает собеседник, это прямая демонстрация работы чиновников по «системе патернализма», дробящего персональную ответственность на множество ответственных лиц, чтобы в итоге спросить было не с кого (о чем любил рассуждать Никита Белых, приводя примеры патернализма в действии).
«Зачем «размазывать» ответственность по множеству человек (ведь за каждым из подписантов стоит с десяток сотрудников), если знаешь наверняка, что у регионального руководства или, не дай Бог, у силовиков, не будет «непростых вопросов» по контракту?.. Но, если учесть, что «Дорожный комитет» это не подвед Министерства магии, а Минтранса, где не предсказывают, а реально понимают, то есть к кому обратиться в вопросом: зачем, например, загонять дотационную область в лизинговую кабалу, если не в пользу «своей компании» со всеми вытекающими «личными гешефтами»?, - рассуждает собеседник.
Ответы в стиле «блиц»Как пояснил собеседник, детально изучив условия конкурса, он подумал о его «заточенности», но вопросом мучился недолго:
«Это напоминало блиц-турнир с Департаментом госзакупок: спрашиваешь — получаешь мгновенный ответ. Который, хотя и был предположительным, но, как в сказке про Буратино, «пациент скорее жив». Прозвучало всего одно слово «Русремстрой» — компания, которая с большой долей вероятности получит двухмиллиардный контракт. Скажите: заявки на конкурс принимаются до 28 февраля, а «имя подрядчика» станет известно к середине марта, но я готов побиться об заклад».
Напомним, что о казанской компании «Русремстрой», точнее, о качестве ее работы и «необычайном фарте» подписания кировских госконтрактов, Newsler.ru писал неоднократно. При том, что если не во всем «сером доме», то в «дорожном ведомстве», «Русремстрой» называют «компанией Алексея Петрякова» (глава Минтранса), появившейся в области почти одновременно с вручением министерского портфеля Алексею Вячеславовичу.
Пожалуй, самой нашумевшей стала история со строительством моста через реку Бурец, при том что июньский — 2023 года — контракт стоимостью 60,6 миллионов рублей, заключенный с «Русремстроем», не был завершен ни к 23 сентября, ни к «уточненной дате» 31 октября.
Хотя Минтранс, вместо того чтобы штрафовать компанию за почти годовой срыв сроков сдачи моста в эксплуатацию, когда штрафные санкции превысили бы стоимость контракта, регулярно докладывал о готовности. Добавляя «мелким почерком», то, что «работы выполнены на 65 процентов», то открыто «односторонне движение».
Самым смешным был декабрьский рапорт Минстроя о «готовности», который через неделю опровергли местные жители, отправив Newsler.ru видеорепортаж с моста, на котором рабочие «Русремстроя» в прямом смысле «клали асфальт» прямо на сугробы... Так как жидкий асфальт становится твердым при минус пяти градусах, а уличная температура держалась тогда на отметке -17 (что зафиксировано на видео).
Однако отношения Минтранса с «казанской компанией», прямо как с отличником капиталистического труда, активно продолжились. Например в октябре 2024 года «Дорожный комитет» разыграл конкурс на освещение пешеходных переходов, локальных пересечений и примыканий на 34,3 миллиона рублей. Конкурс среди восьми заявителей в тоже выиграл «Русремстрой», причем, без падения первоначальной цены. Хотя иные претенденты предлагали снизить затраты бюджета до 27,4 млн.
А в конце 2024 года «Русремстрою» отдали контрактов на ремонт кировских дорог в 2025 году на 155 миллионов рублей: в два раза больше, чем получил кировский областной «Вятавтодор», который, вероятно, Петряков любит в два раза меньше, чем «казанскую фирму».