В АвтоВАЗе ответили на жалобы таксистов
Ассоциация «Национальный совет такси» обратилась в ФАС с жалобой, что АвтоВАЗ якобы завышает цены на Lada Granta и Lada Vesta для таксомоторных перевозок. Наличие такого письма за подписью исполнительного директора НСТ Наталии Лозинской подтвердили в профсоюзе «Таксист». Комментируя нашему изданию ситуацию, официальный представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский отметил, что тезис о том, что концерн специально завышал цены для такси, противоречит очевидности. Он напомнил, что в январе ФАС начала расследование подорожания услуг такси на 16 процентов с декабря 2023 по декабрь 2024 года. При этом стоимость LADA была в тот же период проиндексирована всего на 4,3 процента. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.
Странная историяВ своем письме в ФАС руководитель Национального совета такси сообщает, что автопроизводитель необоснованно завышает цены на продукцию. В обращении НСТ отмечается, что доля автомобилей АвтоВАЗа в российских таксопарках уже превысила 50 процентов. Такое положение дел якобы формирует зависимость перевозчиков от ценовой политики автогиганта, пишут «Ведомости».
Комментируя ситуацию «Парламентской газете», официальный представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский назвал тезис о том, что предприятие специально завышало цены для такси, абсурдным: «Таксист-частник приходит в автосалон, покупает автомобиль LADA по прайсу, который есть в этом салоне, и мы не спрашиваем, зачем ему автомобиль. Крупный покупатель и вовсе получает дополнительные скидки от прайса по системе флитовых продаж. Где тут находится точка намеренного завышения цены, совершенно непонятно».
При этом Ильинский обратил внимание, что таксисты для АвтоВАЗа являются особыми клиентами и на предприятии гордятся взаимодействием с ними. «Мы узнали из СМИ, что АвтоВАЗу пеняют на то, что мы монополисты и более 50 процентов парка такси в стране — это LADA. Вновь абсурдное обвинение, ведь это лишь доказывает, что более половины сообщества такси зарабатывают деньги с помощью наших автомобилей и довольны ими. Их выбор был самостоятельным, а мы поддерживаем наших клиентов самой развитой в стране дилерской сетью и доступными запасными частями, которые всегда есть в наличии».
© Александр Авилов / АГН Москва
Что касается ценовой политики, то здесь, по словам собеседника «Парламентской газеты», ситуация несколько иная, чем то, как ее описывают в жалобе ФАС. «Росстат публикует официальную статистику по стоимости проезда в такси в расчете на 1 километр пути: в январе 2021 года — 25,6 рубля, в январе 2024-го — 41,1 рубля, это плюс 61 процент к январю 2021 года, в январе 2025 года — 45,5 рубля — это плюс 78 процентов к январю 2021 года».
Ранее руководитель ФАС заявлял, его служба в январе начала расследование подорожания услуг такси на 16 процентов с декабря 2023 по декабрь 2024 года. При этом стоимость LADA была в тот же период проиндексирована всего на 4,3 процента, что более чем вдвое ниже официальной инфляции, обратил внимание представитель АвтоВАЗа.
Тезис о доминирующем положении LADA на российском рынке такси также, по мнению Ильинского, не выдерживает критики: «В Москве, например, наши машины в принципе не встречаю. А московский рынок такси — это 30 процентов от всех такси в стране, а в деньгах скорее всего даже превосходит 50 процентов. С 2021 года росли в цене и популярные здесь, в Москве, автомобили такси. К примеру, рост цен на Tiggo 7 Pro с 2021 по январь 2024 года составил 68 процентов, Jolion с 2021 по январь 2024 года подорожал на 64 процента».
А про агрегаторы-то забылиНа АвтоВАЗе полагают, что обращение в ФАС имеет целью скрыть непрозрачное ценообразование в отрасли такси «и переложить на клиента возросшие расходы на содержание иностранного автопарка». При этом агрегаторы в этой истории стоят как бы в стороне, хотя именно они должны быть ключевым звеном в формировании запроса на автомобили-такси в нашей стране, считает зампред профсоюза «Таксист» Андрей Попков.
© Артур Новосильцев / АГН Москва
«В России до сих пор не создан специальный автомобиль для таксомоторных перевозок, как это есть во всех странах. В тех же США — это вместительный «Шевроле» или «Форд». В Европе — «Мерседесы» представительского класса в свое время были, простенькие, но достаточно надежные. В Японии — Toyota Crown, в Советском Союзе тоже был автомобиль просторный — «Волга». Потом это все мы утратили. У нас нет этого автомобиля, достаточно большого, надежного и комфортабельного, который бы мог работать в такси», — сказал он.
Теперешняя безликая разношерстность на пользу не идет — ездят кто на чем, считает Попков. «С одной стороны, это некая демократия, с другой стороны, это, конечно, неправильно. Если мы говорим о перевозках пассажиров, то на первом месте должны быть безопасность, комфорт, включая кондиционер, климат-контроль, коробку-автомат, подогрев сиденья и прочие всякие штучки, которые на современном этапе являются необходимым атрибутом автомобиля».
Обсуждать техническое задание с производителями должен именно агрегатор, убежден Андрей Попков, так как немалая доля прибыли от перевозок оседает именно в его карманах: «Они должны не просто рубить с таксистов за все — за рекламу, за свои посреднические услуги. Либо в противном случае давайте мы его ограничим в правах и процентах. Пусть они будут просто билетной кассой, которая продает билет — по сути, это так и есть, — и никуда не лезут. А так как они лезут везде и везде хотят заработать на всем, значит, на них надо наложить какие-то дополнительные обременения».
Помимо лоббирования идеи единого, большого комфортного автомобиля такси, агрегаторы должны добиваться и формирования выгодной для всех участников рынка единой системы лизинга таких специальных автомобилей, резюмировал представитель профессионального сообщества.