Пострадавшему от разлива мазута турбизнесу Анапы обещают помощь

Пострадавшему от разлива мазута турбизнесу Анапы обещают помощь

Минэкономразвития России предложило ряд мер для поддержки турбизнеса, пострадавшего от разлива мазута в Черном море. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков на Правительственной комиссии в пятницу. Основные предложения — отсрочить для предпринимателей Анапы и Темрюкского района некоторые обязательные платежи на конец года или далее.

В частности, ведомство предлагает перенести сроки уплаты страховых взносов с 1-3 кварталов на конец 2025 года. Также министерство совместно с администрацией Краснодарского края выступили с инициативой отсрочить и оплату имущественных налогов.

Предполагается, что меры коснутся 1 223 организации и индивидуальных предпринимателей с видами экономической деятельности «Туризм». В их числе — гостиницы, санатории, аквапарки, дельфинарии, зоопарки, базы отдыха, туристические агентства и туроператоры.

«Решение о продлении отсрочки до 2026 года предлагаем принять в сентябре по итогам анализа работы предприятий отрасли в летнем курортном сезоне», — сказал заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков.

Кроме того, прорабатывается вопрос об освобождении от применения мер ответственности за неисполнение плана-графика реализации крупных туристических инвестпроектов.

По инициативе Минэкономразвития Корпорацией МСП запущена горячая линия поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Анапе или Темрюкском районе Краснодарского края и пострадавших в результате ЧС. Предприниматели могут получить информацию по специальным мерам поддержки и правовым вопросам, в том числе по отсрочке банковских платежей.

Таким образом, сами власти приходят к мысли о том, что на хороший сезон в Анапе в этом году вряд ли стоит надеяться, комментируют эксперты. На данный момент все — и рынок, и сами туристы — ждут вердикта Роспотребнадзора о том, безопасно ли купаться и загорать на анапском побережье этим летом. При этом, по словам самих туроператоров, странно, что пробы воды и песка взяты так рано — ведь когда температура воды поднимется, могут быть новые выбросы мазута, что может изменить ситуацию.

В любом случае, по мнению представителей турбизнеса, в этом сезоне предпринимателям Анапы, а возможно и некоторых районов Крыма, стоит ожидать снижения спроса. Даже если перед сезоном Роспотребнадзор вынесет положительное заключение, многие уже забронировали отели на других направлениях, а кто-то решит перестраховаться, и откажется от поездки в Анапу, даже если никаких негативных новостей о последствиях экологической катастрофы больше не будет.

Почему туроператоры и турагенты стали в массовом сознании «лишними» участниками рынка, почему туристической компанией сегодня быть не модно, а местами даже позорно, почему в отчетах регионов бесконечный рост турпотоков, а бизнес его не ощущает, и почему законодательство настолько не соответствует реальности, что юристы могут с легкостью доказать, что турпродукт является набором услуг и наоборот, в зависимости от задачи? Profi.Travel публикует авторскую колонку генерального директора компании «Атом-С» Аркадия Рутмана, который дает ответы на эти вопросы.

«На мой взгляд, текущая ситуация в туризме имеет все признаки кризисной. В основах допущены критические ошибки, которые ставят под угрозу стабильность системы в целом. Часть таких ошибок наследуется из прошлого, а другая создаётся прямо сейчас неверными решениями.

Проблема 1: «Кризис профессионализма»

Многие этого не замечают, но он есть. За последние два десятилетия на рынок агрессивно выходили и жёстко конкурировали цифровые платформы. Они молодцы в целом, но в борьбе за клиента их маркетинг вбил в массовое сознание следующие мифы:

Туроператоры и турагенты — это лишние участники рынка, лучше без них «всё сделаю сам». Профессиональный гид бубнит заученные фразы, а вот непрофессиональный покажет истинное лицо местности, проведёт вдали от туристических троп. Авторский туризм — это отдельный вид туризма, такого у туроператоров не найти.

И другие варианты.

На работу всей системы это влияет несильно, но создаёт определённый фон для принятия решений. Быть туристической компанией как бы не модно, местами позорно, а вот самостоятельным гидом — самое то, желательно немного нелегальным.

Проблема 2: «Статистика»

Туристическая статистика стала объектом всяческих манипуляций. По отчётам туристические потоки кратно увеличились за последние годы. Этому способствует:

Отсутствие единого стандарта (каждый регион считает, как хочет). Трудности с добычей данных (туристические потоки смешаны с миграционными, быстро и просто отделить не получается). Желание поскорее сделать карьеру, отсутствие контроля за приписками.  Даже при смене команды на месте новичкам ничего не остаётся, как принять правила игры и продолжить подтверждать старые цифры (никто же не хочет угробить карьеру разоблачениями, интригами и расследованиями).

Так мы оказались в реальности, когда по отчётам туристические потоки кратно выросли, а вот по отчётностям компаний в ФНС такой динамики нет. Для бизнеса ситуация сильно поменялась после начала СВО, пошёл стремительный рост, но «удваиваться» в отчётах потоки начали задолго до этих событий.

Получается, что туристы идут куда угодно, но не к туристическим компаниям. Бизнес не причастен к генерации потоков в регион, а их потребляет: «Мы вам потоки создаём, а вы их даже обработать не можете».

На примере Ярославской области, у нас вообще нет ни одной туристической компании, которая бы принимала туристов в регионе с годовой выручкой больше 20 млн рублей (да какие 20, там одна с 16 млн, остальные десять — с 3-8 млни за год, и это ещё заметные компании). В то время, когда область приняла 12 000 000 туристов в 2024 году. Возникает вопрос: что эти миллионы туристов делают...

Давайте представим, что экскурсионные услуги интересны 5% туристов (хотя на деле в разы больше). Выходит, что на экскурсии должны сходить хотя бы 600 000 туристов. При цене экскурсии 800 рублей на человека (пешеходная обзорная) выходит, что в экскурсионной отрасли должно осесть 480 000 000 рублей за год. Где деньги, Зин?

Но мы не отчёты контролировать собрались. Нас здесь интересует момент расхождения действительности в отчётах с реальностью «на земле». На фоне миллионных потоков туристов приходят компании со своими цифрами и налоговыми отчислениями, что-то просят, чему-то учат, предлагают. Конечно, ничего, кроме улыбки, эти просители не вызывают.

Получаем кризис доверия и отсутствие перспективы в туристическом бизнесе в глазах и умах принимающих решения (вот на столе 12 млн туристов и напротив — 15 компаний с отчислениями меньше 12 млн рублей за год совокупно). В этот момент предыдущий тезис о том, что быть туристической компанией не модно, получает подтверждение в цифрах. Ребята, так вы не только не модные, вы ещё и бедные...

Проблема 3: «Регуляторный тупик»

Закон о туристской деятельности безнадёжно устарел. Это понимают все, есть консенсус, работа по модернизации идёт уже давно. Но применяется не системный подход, а попытки поставить заплатки, отделаться малыми усилиями.

Так, на мой взгляд, ещё давно допущена системная ошибка, которая не устраняется. Экскурсии и туры разделены на два разных лагеря и регулируются по-разному. Хотя «на земле» ответственность за туриста абсолютно одинаковая — что в многодневном туре, что на простой экскурсии.

Для туров есть реестр туроператоров и необходимость быть ООО, экскурсии же может делать кто угодно. Даны нечёткие определения, где заканчивается набор услуг и начинается турпродукт.

Уважаемый ны рынке юрист Георгий Мохов (генеральный директор ЮА «Персона Грата» — прим. ред.) не даст соврать:

Это всё порождает большой простор для творчества нелегальных игроков. На нелегальных экскурсиях гибнут люди, владельцы агентств, где совершали продажу, годами сидят в заключении, в регионах процветает дикий туризм.

Если мы начали с кризиса доверия, то все эти явления его только усиливают.

На мой взгляд, в основе системы должна быть единая регуляторная платформа для объединения всех организаторов туристических услуг.

Но в новом проекте ФЗ о туристской деятельности таких попыток не просматривается. Наоборот, раскол усиливается. Между турами и экскурсиями возникает промежуточное состояние «Комплексной туристической услуги». А между туроператорами и экскурсионщиками вводится новый субъект — «Организатор туризма». Здесь снова ситуация «на земле» игнорируется. Нет такого деления на рынке. Одна компания делает и туры, и экскурсии, и комплексные услуги. Получается разделение и регулирование для одной компании будет разным, проходящим по её продуктам: с этой частью каталога услуг мы туроператор, здесь — организатор туризма, а тут — просто экскурсионщики. Будет ли такой закон помогать компаниям в работе или усложнит все возможные отчётности, получение мер поддержки, выплату налогов, передачу информации в ГИС ЭП? Поможет ли всё это туристу лучше понять, с кем он имеет дело? Очевидно, что нет.

Есть подозрение, что на фоне проблем 1 и 2 есть некоторое предубеждение о неэффективности туристического бизнеса. Прослеживается некоторая последовательность и логика в принятии решений в пользу самозанятых гидов. Так, например, перечень креативных индустрий (предусмотренный для предоставления точечных льгот) вообще не содержит туристических компаний, а частных гидов, музеи и рестораны — содержит. Возникает вопрос: тут компании вынесены за скобки, потому что у них льгот и так достаточно (нет денег) или же их вообще не рассматривают, как участников творческой индустрии?

Но обойдёмся без теорий заговора.

Растущий рынок прощает многие ошибки. Есть и хорошие новости: наш рынок растёт. У нас есть время, возможности и ресурсы для экспериментов. Но может быть мы изначально примем меньше заведомо ошибочных решений, чтобы перестать ходить кругами по одним и тем же граблям?

Давайте развивать туризм вместе!

Лично знаком с представителями сотен туристических компаний, знаю многих руководителей региональных ведомств, ответственных за туризм. Видно, как все воодушевлены перспективами развития туризма в России. У нас всех есть замечательный шанс.

Давайте вместе его использовать по полной, давайте развивать туризм вместе!».  

О том, как именно можно развивать туризм совместными усилиями, как исправить системные ошибки регулирования и статистики, читайте в продолжении авторской колонки Аркадия Рутмана в ближайшее время.

 

«Профи Трэвeл» «Профи Трэвeл»

16:11
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025