Владимир Гутенев: Ездить на российских машинах такси будет выгодно
Ежегодно российские таксопарки покупают до ста тысяч новых машин. Чем больше из них будет отечественных марок, тем увереннее почувствует себя рынок и тем медленнее станут расти цены, в том числе на поездки. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Он также сообщил, как может измениться работа маркетплейсов с введением дополнительного регулирования и сколько кадров нужно российскому ОПК.
- Какие поправки подготовлены к законопроекту о локализации автомобилей такси. Когда все машины в отрасли станут отечественными?
- В первоначальной версии проекта мы предлагали Правительству устанавливать минимальный уровень локализации автомобилей для работы в такси. Были внесены поправки, предполагающие, что это будут делать власти регионов исходя из собственных программ развития. В России больше 500 тысяч автомобилей такси, в год покупается до 80-100 тысяч новых машин. До начала СВО китайские автомобили, конкурируя с европейскими, стоили на 20-40 процентов дешевле. Сейчас необходимо не допустить, чтобы наши партнеры, отодвинув от рынка российских производителей, начали взвинчивать цены на свою продукцию.
Другая группа поправок касается корректировки оценочного механизма локализации. Речь идет не о доли локализации, а о количестве баллов, которые набираются за те или иные технологические операции. Чем операция сложнее, тем больше баллов получает производитель, если проводит ее в нашей стране. Так же и с компонентами и узлами: производишь в России — получаешь больше баллов. Таким образом мы получим здесь передовые технологии по производству компонентов. И мы понимаем, что в такси смогут работать как автомобили традиционных отечественных брендов, так и зарубежные, но которые производятся в России.
- И снова вопрос о ценах. Могут ли новые условия повлиять на цены поездок в такси?
- У «АвтоВАЗа» зона безубыточности находится при производстве и продаже около 370 тысяч автомобилей в год. В этом году мы ожидаем, что с конвейера сойдет больше полумиллиона машин. Чем больше машин производится сверх зоны безубыточности, тем ниже суммарные издержки на каждый автомобиль. То есть чем больше отечественных авто будет закуплено, в том числе для такси, тем дешевле автомобили будут обходиться производителям и тем медленнее будут расти цены, они будут сильнее запаздывать за инфляцией. То есть для потребителей это выгоднее.
- Ваш комитет уделяет особое внимание развитию ОПК. Как сейчас ощущает себя эта важнейшая для страны сфера?
- Оборонка — это не только гособоронзаказ, военно-техническое сотрудничество и экспорт вооружений, но еще и высокотехнологичная гражданка. В 2023 году объем выпуска гражданской продукции вырос на 27 процентов. ГОЗ при этом был выполнен практически на 100 процентов. Объемы очень выросли: в два раза больше стали выпускать реактивных систем залпового огня, снарядов к ним — в восемь раз больше, в 3,5 раза увеличилось число танков, которые сходят с конвейера. Самоходных артиллерийских установок стали выпускать в десять раз больше, буксируемых установок — в 14 раз, выстрелов к минометам — в двадцать раз. Но самое главное — это появление новейших разработок: Су-57, тяжелые огнеметные системы ТОС-2, система дистанционного минирования «Земледелие» и другие.
- Достаточно ли кадров, чтобы все это создавать и производить?
- Для отрасли есть два больших ограничителя: стоимость длинных денег, то есть высокие кредитные ставки, и кадры. Оборонка получила за прошедшие два года 500 тысяч новых рабочих мест, на ближайшее время потребность — еще 200 тысяч. Для нас очень важно, чтобы шла правильная селекция, чтобы молодые люди выбирали для себя технический профиль и оставались в профессии. Для этого многое делается: недавно я вернулся с форума «Инженеры будущего» в Тульской области, где собралась тысяча молодых людей из 73 стран, невероятно мотивированных, настоящая молодая инженерная элита.
В рамках общественных организаций, таких как Союз машиностроителей России, «Лига содействия оборонным предприятиям», мы проводим большую профориентационную работу. Это крупнейшая в России негосударственная олимпиада «Звезда», победители которой имеют льготы при поступлении в вузы. Это акция «Неделя без турникетов», в рамках которой школьники и студенты могут познакомиться с нашими ведущими предприятиями. Это и различные отраслевые конкурсы с весомыми премиями, и специальные ипотечные программы для молодых работников предприятий. Такая система мер приносит свои плоды, и сегодня молодые люди активно выбирают технические специальности.
Электросамокатам выдадут номера и радиометки
- Как ратификация протокола о пошлинах за онлайн-заказы из-за рубежа повлияет на цены маркетплейсов?
- Товары из-за рубежа часто поступают, не пройдя сертификацию, есть большой процент контрафакта, а у части товаров есть недекларированные возможности, речь идет о возможностях использования их людьми, которые имеют доступ к секретности. Цель — не просто ввести пошлину, а усилить контроль за поступающими из-за рубежа товарами.
На упорядочение работы маркетплейсов направлен и внесенный мной и сенатором Андреем Кутеповым законопроект. Он предполагает не только недопущение монополизации рынка крупными игроками, но и достижение баланса интересов маркетплейсов и покупателей, сотрудников служб доставки, курьеров и владельцев пунктов выдачи заказов. Документ организует работу таких площадок, открывает перед ними новые возможности, например реализация товаров под собственными брендами. Да, не все новации воспринимаются одинаково, что понятно: владельцы маркетплейсов хотели бы находиться в максимально комфортных и доходных позициях. Но мы понимаем, что доминировать должны интересы потребителей. Тем не менее идем навстречу представителям электронной торговли: по некоторым пунктам в поправках ко второму чтению будут снижены требования.
- И все же, ужесточения повлияют на цены?
- Доходность тех, кто работает в системе маркетплейсов, в разы выше, чем традиционных торговых сетей. Это понятно: у них меньше издержек, они используют труд самозанятых, незарегистрированных сотрудников. Но это не формирует равную конкурентную среду. В этой ситуации цена определяется не себестоимостью и объемом издержек, а только спросом рынка и конъюнктурой. Отвечая на ваш вопрос, я не вижу каких-то серьезных издержек, которые продиктованы законопроектом, что могло бы стать предпосылкой к повышению цен на маркетплейсах.