«Город страха»: Эрик Бана и Сэди Синк против маньяков и «сильно повзрослевшей Греты Тунберг»
Бен Монро (Эрик Бана), американский социопсихолог, живет в Берлине после развода с женой, пишет книгу о массовом сознании и читает лекции в местном университете. К нему на полгода приезжает дочь Маззи. И Бен, подрастерявший свои родительские навыки, пытается справиться и со своей повышенной тревожностью, и с подростковым бунтом взрослеющего ребенка. Дочь быстро заводит в Берлине новых друзей, но каких-то странных: одноклассница сразу тащит ее в клуб-наркопритон, а случайный знакомый вводит в прогрессивную эко-секту, где исповедуют отказ от излишеств на пользу планете — главными из этих излишеств является человеческая жизнь.
Сюжет «Города страха» звучит интереснее в пересказе — на деле это очень прогнозируемый триллер класса «Б», чьи сюжетные повороты угадываются почти сразу же. Вот с Беном Монро знакомится симпатичная Нина, эксперт-криминалист из берлинского отдела: с первой же минуты (а разговор происходит на месте массового самоубийства) она начинает пояснять американцу, что не всякий культ плох. Вот «случайный» знакомый Маззи, даже внешне выглядящий как маньяк, прячет глаза и уворачивается от прямых вопросов, кто он и откуда. Вот лидер секты, проповедующая эко-чистоту, дарит вновь пришедшим амулет в виде ракушки — точно такие же ракушки были обнаружены у самоубийц в предыдущей сцене, так что и думать долго не придется. Берлинская командировка Джордан Скотт (дочери Ридли Скотта, который и спродюсировал эту картину), явно не удалась: Джордан не нашла в Берлине ничего приятного или хотя бы позитивного — только мрачные дома-заброшки, кафе, где продают отвратительный на вкус детокс-смузи, университеты, где новичкам нужно «пробивать место под солнцем», и клубы, где невинную девушку отравят алкоголем и захотят изнасиловать. В местных озерах водятся утопленницы, а полиция совершенно беспомощна — точнее, ее вообще нет.
Логика в поступках персонажей отсутствует, особенно это касается главного героя — а диалоги писал, кажется, искусственный интеллект: этот же ИИ отвечал и за кастинг. Эрик Бана совершенно не похож на американца, а уж на калифорнийца тем более: кризис среднего возраста его герой преодолевает, неуклюже зажимая в углу симпатичную блондинку. 22-летняя Сэди Синк (Макс из «Очень странных дел») выглядит сильно старше своей, заявленной по возрасту, пятнадцатилетней героини, Софи Ройз в роли демонической Хильмы, кажется, просто копировала Грету Тунберг (у той, напомним, диагностирован синдром Асперберга).
В отличие от «Заложницы» Пьера Мореля, где Париж тоже показывали опасным городом для иностранцев (особенно, для юных дев, путешествующих в одиночку), «Город страха» лишен самоиронии и не умеет останавливаться вовремя: «тьма накрыла этот ненавидимый прокуратором город», нечего туда и соваться. Фильм снят, кстати, по роману, и речь в нем шла не о Берлине, а о Токио, но на японский вояж у семейного тандема Скоттов не хватило, видимо, бюджета. Хотя можно было вообще никуда не уезжать, а снять историю в той же Калифорнии, где, уверены, тоже есть служители тайных культов с зелеными смузи и белыми хламидами, которые призывают спасти планету, очистив ее от самого важного — своего присутствия.