Накануне 100-летия Лиозновой ее ученица рассказала о величии режиссера «Семнадцать мгновений весны»
20 июля исполнится 100 лет со дня рождения народной артистки СССР, кинорежиссера Татьяны Лиозновой. Иногда зрители не знают ее имени, но фильмы, которые она сняла, знают все: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал».
К 100-летию Татьяны Лиозновой депутаты МО «Северный», где снимался ее легендарный сериал в так называемом Баварском лесу, приняли решение о присвоении трем проектируемым проездам имен создателей фильма «Семнадцать мгновений весны». Осталось только окончательно согласовать это с мэрией. Тогда в микрорайоне появятся аллеи Татьяны Лиозновой, Вячеслава Тихонова и Микаэла Таривердиева. Улица Юлиана Семенова в Москве существует с 2016 года.
В этом районе сохранился дивный парк, прилегающий к старинной усадьбе «Архангельское-Тюриково». Именно здесь Штирлиц прогуливался с фрау Заурих, и местные жители могут рассказать, что дубу, около которого они стояли, чуть ли не 300 лет, хотя это явное преувеличение. Здесь же ликвидировали агента Клауса, тело которого оказалось в живописном усадебном пруду. Неподалеку по шоссе Берн—Берлин, а на самом деле по Челобитьевскому шоссе, проезжал Штирлиц.
В парке мы прогулялись с актрисой Татьяной Чернопятовой. Она училась во ВГИКе в мастерской Кулиджанова и Лиозновой и сыграла в «Карнавале» школьную подругу главной героини Галю. Татьяна развеяла миф о железной леди Лиозновой: «Великая — да, железная — нет».
— Мне иногда говорят: «Какая же она добрая, раз в тебя стулом кинула на съемках?» История была такая. Мне выдали гольфы и берет не того размера. Гольфы я как-то натянула, но они предательски сползали. Я их постоянно подтягивала. Лиознова мне сказала: «Хорошая краска, но пусть их подтягивает Ира (Муравьева)». А у нее гольфы не сползали. Они ей были по размеру, в отличие от меня. Три дубля я свои подтягивала, пока Татьяна Михайловна не бросила стул. Это был импульс в мою сторону. Я словно заморозилась и больше гольфы не трогала.
«Дуб Штирлица».Фото: Светлана Хохрякова
— Так она вас привела в нужное эмоциональное состояние?
— Стулом? Да она зажала меня. Я хоть и маленькая была и не бог весть что умела, но я существовала в кадре органично. Она мне кричала: «Бездумно работаешь!» Но я понимала, что она режиссер и точно знает, что ей нужно. Все правильно. Я же работала на волне вдохновения.
— Вокруг Татьяны Лиозновой сложилось много мифов…
— Например, что ее друзьями были только мужчины. Ничего подобного! У нее были такие потрясающие подруги еще со школы, с которыми она, будучи воспитана в ортодоксальной еврейской семье, бегала в храм молиться перед экзаменами. Они пронесли дружбу через всю жизнь.
— Вы не единственная ученица Лиозновой, но именно вы стали родственными душами.
— У нас оказалось много точек соприкосновения. Мне ее очень не хватает. Она была очень духовным человеком — со стержнем. Мы с ней спорили. Я говорила про «Три тополя на Плющихе» как про самый любимый свой фильм. Когда я узнала, что его сняла режиссер, набиравшая курс, я в тот же день без билета, дав десятку проводнице, поехала в Москву. А Татьяна Михайловна объясняла мне, что ее любимый фильм — «Семнадцать мгновений весны». Сейчас я ее понимаю. Он по степени вложения мощный. Многие думали, что это про войну и разведчиков, считали чуть ли не конъюнктурным, а он про мир и любовь. Все влюблены в ее героев. Про Тихонова она говорила, что каждая женщина Советского Союза должна быть влюблена в Штирлица, но не настолько, чтобы изменить мужу.
Ей было сложно, в том числе и из-за «пятого пункта». Она из-за него на студии десять лет не снимала. Представляете, через что она прошла? А кругом мужчины, которые готовы растоптать, потому что они главные.
Татьяна Чернопятова вспоминала, как приезжала к Лиозновой и варила суп из белых грибов, что в бельевом шкафу у Татьяны Михайловны были бирки, указывающие, где хранятся простыни и пододеяльники. Так было и у ее мамы. «Она была человеком без кожи, у нее нежная душа. Она — аристократка и очень любила музыку. При этом научила меня правильно варить молодую картошку — целиком, добавляя укроп и чеснок, особым образом взбалтывая. Я так делаю до сих пор», — рассказывает Татьяна.
По Баварскому лесу с нами прогуливается и глава муниципального округа «Северный» Наталья Александровна Шах.
Предполагаемая улица Лиозновой на севере Москвы.Фото: Светлана Хохрякова
— Почему вы так бьетесь за переименование улиц?
— Наверное, каждый житель считает, что его район — особенный. С 1952 года поселок Северный относился к Москве и теперь перерос в большой район, новостройку. Никто не мог и помыслить, что здесь будет метро. А строился поселок пленными немцами, что символично в истории «Семнадцати мгновений весны». Он и сейчас является площадкой для съемок фильмов. Почему же не увековечить киноисторию нашего района и имена Лиозновой, Таривердиева, Тихонова? Можно со временем организовать здесь музей фильма. Важно воспитывать любовь к своему району, получать знания о том месте, где ты живешь.
Источник
Tags: БерлинкиноКультураМоскваСвежий МК