Украинский трюк: отказать Венгрии в поставках нефти и попросить за это электроэнергию
Высокие цены и нехватка электроэнергии могут ударить по Венгрии уже через несколько недель. Виной тому — введенный на днях Украиной частичный запрет на транзит российской нефти через свою территорию, информирует Politico.
В этом месяце Киев заблокировал крупнейшей частной нефтяной компании России «Лукойл» прокачку черного золота по трубопроводу, ведущему в Центральную Европу. Что в Европе постарались представить, как оказание Украиной посильной помощи Евросоюзу в осуществлении введенных в отношении России санкций.
Постараться-то постарались, но выдать явно антивенгерские действия Брюсселя за исключительно киевскую инициативу не очень получилось. Только слепой не заметит, что прокачка остановлена была в направлении лишь двух стран из трех, получавших углеводородное сырье по трубе через незалежную. Заблокирована была кроме Венгрии и Словакия, а вот Австрии вентиль никто не перекрывал.
Любой здравомыслящий человек, задавшись вопросом Cui prodest (кому выгодно), определит, что остановка прокачки для Украины несет ощутимую потерю дохода. И потому нетрудно догадаться, что не «страна 404» ходит в авторах этого решения. И в бенефициарах — тоже. Оставить Венгрию без нефти — значит нанести ей энергетический ущерб (АЭС «Пакш» обеспечить электричеством все мадьярское государство не в состоянии, а тепловые станции, работающие на углеводородном топливе, останутся на голодном пайке). Здесь чувствуется железная рука Еврокомиссии, возжелавшей воспользоваться возможностью придушить Виктора Орбана, регулярно ставящего препятствия поставкам вооружений из Европы на Украину, а намедни вообще распоясавшегося настолько, что позволил себе прокатиться по нескольким странам с попыткой миротворчества.
Заявление Politico «цель Украины — лишить Кремль ключевого источника доходов для военных нужд спустя два года после полномасштабного вторжения в страну» выглядит хорошей миной при плохой игре. Потери России от прекращения подачи нефти через незалежную — минимальны. Шесть миллиардов евро, получаемых в качестве оплаты от стран Центральной Европы Россия может компенсировать, перенаправив экспорт на восток. То есть, не потерять эти деньги, а просто взять их в другом месте. А вот для Украины потеря € 1 — 1,5 млрд за транзит — это действительно невосполнимый ущерб. Сумма значительная, если вспомнить, что номинальный ВВП небратской страны по данным Всемирного банка, МВФ и ООН не дотягивает до $ 180 млрд.
Еще немного цифр в подтверждение мнения, что «украинское решение» на самом деле — решение тех, кто управляет Киевом, дергая за ниточки из Брюсселя.
Нефтепром — основа экономики Венгрии. Ведущая нефтяная компания страны — MOL — владеет, кстати, не только главным перерабатывающим черное золото предприятием мадьярского государства (8,1 млн т в год), но и единственным нефтезаводом Словакии «Словнафт» (5,5 млн т в год). Оставить Венгрию без нефти — это фактически, выбить табуреточку из-под ног ее экономики, предварительно накинув на шею петлю. А заодно и намекнуть прозрачно выжившему неожиданно Роберту Фицо, премьеру Словакии, что его стране тоже будет несладко в случае, если он на галере, именуемой «Содружеством двадцати семи», будет грести не вместе с остальными членами.
Из Киева прозвучало, конечно, в русле западных стратегий громогласное «обуздать Россию, изолировать ее до полного обнуления и распада». Но прикрыто словами откровенно слабо: ни для кого не секрет, что Зеленский фигура несамостоятельная, без разрешения Вашингтона он и пикнуть не рискнет. Да и решение, откровенно говоря, бредовое: объявив об отказе в транзите лукойловской нефти в Венгрию, Украина через два дня обратилась к четырем соседним странам-членам ЕС (Венгрия и Словакия среди них) просьбами поставлять ей электроэнергию.
Срок для восстановления изрядно потрепанной ударами российских ракет энергетики незалежной наиболее точно определяется словом «никогда». Европа и без того несет ощутимые убытки, поставляя Украине вооружения и вбрасывая деньги в черную дыру тамошней коррупции. Что же до проявляемой небратьями озабоченности состоянием собственной энергетики, то тут можно вспомнить, что за три десятка лет так называемой независимости, на Украине не было построено ни одной (!) электростанции — ни тепловой, ни гидро, ни тем более атомной.
Самим украинцам с вопросом реставрации системы производства электричества не справиться. Западу Украина нужна электрифицированной лишь на уровне «чтобы едва выживала» (так легче с нее требовать выплаты по кредитам и отбирать плодородные земли в погашение долгов). Если кто и будет ремонтировать-восстанавливать энергетику «страны 404», только Россия. И то — в той части, что окажется под контролем РФ после СВО. Это тоже хорошо знают и в Киеве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне.
Так что сомнений в том, что ключ к проблеме отказа Венгрии в транспортировке российской нефти через Украину находится не в Киеве, а в столице ЕС. Где, как мы помним, трудятся люди, весьма недовольные миротворческой поездкой Орбана, предпринятой венгерским лидером на свой страх и риск. То была не просто «поездка без спроса», а вояж против воли Евросоюза, которому мир на территории незалежной не нужен, ибо единственно возможная форма этого мира — на условиях России, а Запад это никоим образом не устраивает.
Нанести экономический удар по Будапешту — идея не Зеленского, а Урсулы фон дер Ляйен, полагающей, что в деле «поставить троянского коня Москвы в евросоюзное стойло да под большой амбарный замок и с путами на ногах», все средства хороши.
В пятницу главный дипломат Будапешта Петер Сийярто заявил, что меры Украины могут поставить под угрозу долгосрочную энергетическую безопасность Венгрии, и раскритиковал Киев за этот шаг.
На состоявшейся на днях встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым Сийярто заявил, что «российская нефть важна с точки зрения нашей энергетической безопасности» (70% закупаемой мадьярами нефти — российского происхождения) и потому Венгрия просто обязана вести переговоры с Москвой о поиске альтернативных маршрутов поставок углеводородного сырья из РФ. В случае успешного завершения этого процесса и Венгрия, и Россия удовлетворят собственные интересы, а Киев (экономически) и Брюссель (политически) останутся на бобах.