Устойчивое развитие – мост в никуда
Архитекторы этого моста рассчитывают на то, что в нужный момент конструкция позволит быстро восстановить отношения с клубом глобальных игроков, чьи предшественники более 50 лет назад в рамках Римского клуба решили, что при сохраняющейся антропогенной нагрузке ресурсов на всех скоро станет не хватать.
Как результат, крупные корпоративные структуры продолжают повышать стоимость своей продукции за счёт материалоёмких и нередко импортных зелёных технологий, содержать дорогостоящих управляющих ESG, выпускать отчёты об устойчивом развитии, ориентируясь на требования МСФО «Раскрытие информации, связанной с климатом». Учреждаются бесчисленные «центры компетенций», базовые кафедры, проводится несчётное количество конференций, для продвижения этого элемента западной повестки содержатся целые сети телеграм-каналов.
Глобальные цели против национальныхАвторство Генеральной ассамблеи ООН, на конференции которой в 2015 году были утверждены цели устойчивого развития, приводит к тому, что эти идеи беспрепятственно проникают даже в учреждённые государством общественные организации и фонды. Хотя они в соответствии с уставами ориентированы на продвижение сугубо национальных интересов.
При всём многообразии формулы устойчивого развития, предполагающей 17 составляющих, и формулы ESG, расшифровывающейся как экологическое, социальное и корпоративное управление, действительно настойчивое (если не сказать навязчивое) продвижение получают только климатические инициативы и идеи регулирования численности населения, имеющие вполне прикладное политическое применение в стратегиях сдерживания ненужных конкурентов на мировой арене.
Только флагман подобных проектов Сбербанк в 2023 году вложил в западные проекты снижения углеродного следа 2,89 трлн рублей, что вдвое больше показателя предшествующего года и составляет полтора бюджета Москвы. Гораздо большую синергию с приоритетами (национальными целями) государства, например, в сфере демографии имела бы системная поддержка семьи и детей. В частности, корпоративная ипотека, путёвки в летние лагеря и медицинская страховка для семей.
Некритическое восприятие, а иногда и простое непонимание предлагаемой парадигмы приводят к системному продвижению идей, слабо связанных с текущим социально-экономическим контекстом и даже напрямую ему противоречащих. Продвижение относительно молодого термина «креативная индустрия» связано с объявлением ООН 2021 года Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Непроизводственные сектора экономики оставляют меньший углеродный след, но это вряд ли тот акцент, который востребован в стране, переживающей военно-мобилизационную перестройку экономики и имеющей дело с переизбытком в молодёжной среде блогеров и тиктокеров при одновременном дефиците инженеров и представителей рабочих специальностей.
Словно в двух параллельных вселенных спикер Госдумы Вячеслав Володин и главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин с одной стороны разоблачают зелёную энергетику, а Центробанк и Сбербанк с другой стороны продвигают идею климатического совета БРИКС и методики разработки климатических стратегий в частных компаниях. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в свою очередь, предлагает главе государства наградить среди них 44, которые соблюдают принципы устойчивого развития лучше других.
В итоге часть правящей элиты страны живёт в мире зелёных облигаций и углеродных единиц, а другая часть разоблачает эту политику как глобальное мошенничество с целью подрыва растущих (и конкурирующих с США) экономик. Эти элиты – части одного государства, где на протяжении двух с лишним лет после начала специальной военной операции нет единой политики в вопросе продолжения реализации на нашей территории чуждой повестки, продвигаемой недружественными странами.
ESG-повестка забыта авторамиПроблема также заключается в том, что ответная часть нашего моста давно сожжена. Прежде всего в силу объективного отказа от ESG-повестки там, где её придумали. Соединённые Штаты добывают нефти больше, чем любая другая страна за всю историю. Продолжает наращивать добычу нефти без оглядки на соглашение ОПЕК+ и второй номер в рейтинге нетто-экспортёров – Саудовская Аравия. Один из крупнейших американских банков, Morgan Stanley, вышел из добровольного соглашения ООН Climate Action 100+. Аналогичное решение приняла компания по управлению активами State Street Global Advisors с 3,4 трлн долларов в управлении.
Субсидии на ископаемое топливо, по последним подсчётам на 2022 год, под давлением «геополитически обусловленных» высоких цен на энергоносители выросли в Европе до рекордных 120 млрд евро, в мире – до 7 трлн долларов. Согласно данным Института энергетических исследований (Вашингтон), к 2050 году ископаемое топливо по-прежнему будет обеспечивать около 70 процентов мировой энергии. К тому же декларируемый лидер энергоперехода, Европа, по сведениям климатологов, является самой быстронагревающейся территорией, что подтверждают регулярные засухи и пожары.
В никуда этот мост строится и ввиду санкций, подразумевающих закрытие европейских рынков для стали, цемента, целлюлозы, химических удобрений и алюминия российского производства, а также явной неготовности Запада засчитывать подобные бессмысленные «прогибы» для разворота к сколько-нибудь конструктивным отношениям.
Да и задумывалось всё это для того, чтобы одна часть человечества просто уступила жизненное пространство и ресурсы тем, кто ничего менять не хочет.