Глобализация работает против санкций в отношении российского ВПК
Объявленные Америкой и другими государствами ограничения затрагивают среди прочего сферу IT, облачные сервисы и другие направления, широко используемые в современном военно-промышленном комплексе. Кроме того, Вашингтон всё чаще включает в чёрные списки компании из стран, которые, по его убеждению, помогают России преодолевать санкционные барьеры.
Тревожный для Запада вывод ещё в марте 2023 года сделало агентство Bloomberg, сообщившее, что Москва успешно обходит рестрикции, а российский импорт вернулся на уровень 2020 года. Аналогичную мысль в феврале 2024-го высказал представитель Еврокомиссии Даниэл Шеридан Ферри. Москва по-прежнему получает от западных компаний технологии для производства вооружений, утверждало в январе текущего года издание Business Insider, ссылаясь на данные американских и украинских исследователей.
Основную массу товаров составляли микрочипы, подшипники, навигационные системы и другая электроника, применяемая при производстве ракет, беспилотников и бронетехники.
Эксперт Бюро военно-политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук, доцент кафедры политического анализа и социально- психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Масликов обращает внимание на то, что в настоящее время высокотехнологичное производство в мире налажено в рамках широкой кооперации.
– Нет таких видов продукции в этом направлении, когда в масштабах одной страны можно было бы изготовить все компоненты. Этого не наблюдается ни в США, ни в Канаде, ни в Китае или какой-либо другой стране. Нет замкнутого цикла в пределах одного государства, – заявляет он «Октагону».
«Калашников» работал через посредниковДля исследования путей преодоления западных барьеров Вашингтон и Киев образовали международную рабочую группу Ермака – Макфола по российским санкциям, подключив к работе аналитический центр Киевской школы экономики. В начале 2024 года появилось их совместное исследование, согласно которому в январе – октябре 2023-го как минимум 43,9 процента от общего количества поступивших в РФ импортных технологий изначально были произведены предприятиями, штаб-квартиры которых находятся в Штатах или западных странах, являющихся их союзниками, пишет Business Insider. При этом американские компании поставили как минимум 27 процентов технологий, использование которых установлено в российском оружии. Среди них Intel (сумма ввезённой в РФ продукции составила не менее 351 млн долларов), Advanced Micro Devices (269 млн долларов) и Texas Instruments (140 млн долларов).
«Очевидно, что Россия по-прежнему может приобретать большое количество товаров, которые, по нашему мнению, имеют особое значение для её военной промышленности», – говорится в публикации издания. В материале содержится утверждение о том, что почти 70 процентов высокотехнологичных товаров в основном продавалось и отправлялось через Китай и Гонконг.
Ранее Би-би-си замечала, что каналы обхода санкций в России стали готовить ещё до февраля 2022 года, когда концерн «Калашников» использовал в качестве посредника в международной торговле Липецкий механический завод. Директор этого предприятия отправлял письма потенциальным поставщикам автоматической линии по производству патронов – партнёрам из Италии, Франции, Бельгии и Турции.
Вадим Масликов полагает, что получение технологий извне вовсе не свидетельствует о полной зависимости от зарубежных партнёров в сфере производства:
– Даже если какая-то страна производит 90 процентов комплектующих, всё равно 10 процентов приходится закупать, это объективная необходимость. На политическом уровне глобализация губительна, на экономическом – полезна.
Российский транзит через ГерманиюВ апреле 2024 года результаты своего исследования представили эксперты вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS). Они сделали вывод о том, что резкое увеличение производительности российского военно-промышленного комплекса произошло благодаря международным поставщикам запчастей, электроники, инструментов, пишет британская газета The Economist. Издание признаёт, что отследить маршруты поставок не так просто, поскольку в торговом процессе задействована сеть подставных компаний.
Судя по данным исследования, из Китая российские оружейники получают полупроводники, навигационные системы, детали для самолётов, шарикоподшипники, а также прецизионное производственное оборудование, используемое для изготовления приборов с числовым программным управлением. В марте – июле 2023 года в месяц совершалось более 10 тыс. транзакций, в которых фигурировала такая продукция. Объём её поставок вырос после объявления в России частичной мобилизации в сентябре 2022 года, однако пик торговых операций пришёлся на март 2023-го, когда Владимир Путин встречался с Си Цзиньпином в Москве.
Согласно материалам аналитического центра Royal United Services Institute, один из ведущих российских сбытовых посредников микроэлектроники компания Compel осуществляла импорт больших объёмов западных товаров через Гонконг и даже Германию.
Агентство Reuters попыталось изучить вопрос более детально и в пространном материале утверждало, что одним из поставщиков микроэлектроники стала компания Azu International, основанная в марте 2022 года в Стамбуле турецким бизнесменом и управляющим немецкой фирмой Smart Impex GmbH Гоктюрком Агвазом. Из публикации следует, что спустя несколько дней после своего появления новая компания стала активно отправлять товары в РФ. За первую неделю были поставлены различные компоненты на сумму не менее 20 млн долларов, включая микрочипы из США. На вопросы Reuters о сотрудничестве с Россией предприниматель отвечать отказался, сославшись на коммерческую тайну. По версии агентства, некоторые российские логистические организации зарабатывают на помощи предприятиям в обходе санкций.
До начала российской спецоперации американские специальные аналитические центры проводили исследования, по результатам которых был сделан вывод, что только одна страна в мире – Россия – в состоянии в максимально короткий срок диверсифицировать производство и выпустить на своей территории максимальное количество компонентов, отмечает Вадим Масликов. И усилия западных государств по наложению санкций на военно-промышленный комплекс вряд ли принесут ощутимый результат.
– Усложнятся цепочки поставок, а также схемы взаимодействия компаний. Это отразится на цене, но сам процесс, конечно, продолжится, – заключает собеседник «Октагона».