$100 млн – победителю клубного ЧМ, общие призовые – миллиард. Все о деньгах нового турнира
Победитель заработает почти как в ЛЧ.
Клубный чемпионат мира, который пройдет с 14 июня по 13 июля в США, уже вызвал немало критики. Игроки негодуют из-за перегруженного календаря. Европейские лиги вместе с профсоюзом футболистов FIFPro даже подали жалобу на ФИФА в Еврокомиссию.
И все же никто из 32 избранных клубов не отказался от участия. Сейчас уже понятно, на что они готовы променять отпуск. 1 млрд долларов – таков призовой фонд турнира. А могло быть еще больше.
Для начала разберем, откуда ФИФА возьмет такую сумму.
На самом деле бюджет клубного ЧМ – то есть планируемая выручка ФИФА – составляет в два раза больше, а именно 2 млрд долларов. Из них полтора миллиарда дадут медиаправа и спонсоры, еще 500 млн – продажа билетов. По крайней мере, таков бизнес-план ФИФА. The New York Times пишет, что президент федерации Джанни Инфантино ждал гораздо большей выручки – 4 млрд долларов. Но реальность заставила умерить аппетит.
Возможно, после турнира сумму подкорректируют снова – в меньшую сторону. Получится ли выполнить план по билетам – большой вопрос. ФИФА запустила продажи в декабре 2024-го, но уже в начале февраля резко снизила цены. Судя по всему, из-за недостаточного спроса. Например, самый дешевый билет на финал поначалу стоил 892 доллара, а после скидки – 300. Причем болельщики, уже купившие билеты, могут обменять их на более дешевые. Такие изменения точно скажутся на выручке.
Может, компенсируют за счет спонсоров? С ними тоже приключения. Главными претендентами на размещение рекламы оказались привычные партнеры ФИФА – Coca-Cola и adidas, с которыми сотрудничают с 1970-х и имеют спонсорские контракты до 2030-го.
По данным The Guardian, обе компании оказались, мягко говоря, не в восторге, когда ФИФА предложила им поучаствовать в общем тендере на спонсорство клубного ЧМ. Они исходили из того, что действующие контракты уже подразумевают официальное партнерство на всех турнирах под эгидой организации. Как пишет британское медиа, Coca-Cola и adidas даже подали жалобы в Швейцарский арбитражный центр.
В итоге ФИФА пришла к мировому соглашению с давними партнерами, условия которого не разглашаются. Adidas представил официальный мяч клубного ЧМ, Coca-Cola c февраля тоже появилась в коммерческом пуле. Напиточный гигант стал пятым спонсором турнира.
Еще на афишах и рекламных щитах стадионов клубного ЧМ вы точно увидите логотипы китайского производителя лазерных дисплеев Hisense, пивных брендов бельгийской компании AB InBev, а также американского финансового конгломерата Bank of America.
Размеры спонсорских соглашений не раскрываются. Аналитики консалтинговой фирмы SportBusiness оценивают отдельные сделки в 90 млн долларов. Их источники объясняют интерес спонсоров не только желанием засветиться на клубном ЧМ, но и стремлением застолбить место на ЧМ-2026 для сборных, который тоже пройдет в США. Если оценки экспертов верны, контракты в сумме принесут 450 млн долларов.
Еще 1 млрд долларов ФИФА получит за медиаправа. Поначалу главным претендентом на них была Apple, которая эксклюзивно показывает МЛС. Но в итоге заключили сделку с британским стриминговым сервисом DAZN. Он обязался показать все 63 матча турнира по всему миру бесплатно – это желание ФИФА. В случае с Apple были опасения, что игры покажут лишь подписчикам Apple TV. Правда, трансляции на весь мир через DAZN тоже под вопросом, ведь на сайте компании еще в январе было указано, что сервис доступен только в США, Италии, Испании, Канаде, Германии, Австрии, Швейцарии, Бразилии и Японии (сейчас платформа не дает полный список стран в открытом доступе).
Выгода DAZN – в выходе на мировую аудиторию с большим коммерческим потенциалом и возможных продажах сублицензий в разных регионах. Благодаря сублицензиям зрители смогут увидеть матчи под комментарии на родном языке. В России, где доступа к DAZN нет, за право показывать клубный ЧМ борются «Матч ТВ» и Okko.
В общем, полтора миллиарда у ФИФА, похоже, набирается. Но чтобы компенсировать скидки на билеты, клубному ЧМ хорошо бы найти еще пару рекламодателей. Ведь, презентуя призовой фонд, президент ФИФА Джанни Инфантино подчеркнул, что турнир не потребует вложений из копилки организации.
Как распределят миллиард призовых? Клубам из Европы и других континентов заплатят по-разномуТак как ФИФА надеялась заработать больше, то и призовой фонд поначалу был богаче – речь шла о 2 млрд долларов. Ожидалось, что только за участие каждый клуб получит по 50 млн долларов, а это суммарно 1,6 млрд.
Ближе к делу оказалось, что предварительные оценки завышены. ФИФА назвала сумму призового фонда в миллиард долларов, но не дала деталей по распределению. Все, что об этом известно – инсайды The Independent и Sky Sports.
Математика следующая: 575 миллионов раздадут командам просто за участие, а еще 465 миллионов – в зависимости от результатов.
Стартовые деньги распределят между 32 клубами не поровну (тогда каждый получил бы по $18 млн). The Independent пишет, что сумма зависит от конфедерации команды. Логика ФИФА: если условный «Окленд Сити» получит такие деньги, это уничтожит конкуренцию в Океании. Поэтому большая часть призовых должна достаться 12 европейским клубам.
В частности, представители АПЛ «Манчестер Сити» и «Челси» заработают не меньше $60 млн, сообщает The Independent. А победитель клубного ЧМ может пополнить свой бюджет на $100 млн.
Судьба оставшегося миллиарда загадочная. ФИФА обещает, что ни доллара не положит в карман.
Согласно бизнес-плану Инфантино, $900 млн потратят на проведение турнира. Из них детализирована только половина: $100 млн вложат в стадионы и тренировочные базы, по $90 млн пойдут на организацию трансляций и зарплату работникам. Расписаны и более мелкие траты вплоть до $9 млн на «предоставление маркетинговых прав». При этом значительная часть (почти 450 млн) почему-то обобщена в «прочие операционные расходы» без подробной разбивки. Неожиданная серая зона на фоне общей открытости данных о бюджете турнира.
Еще 100 млн долларов пойдут в фонд солидарности, который Инфантино обещает каким-то образом распределить между клубами всего мира.
Миллиард участникам и 100 млн за победу – насколько это много? Сравниваем с ЛЧ и ЧМ сборныхФИФА называет призовой фонд клубного ЧМ беспрецедентным.
Для турниров под ее эгидой этой действительно так. Призовой фонд ЧМ-2022 составлял $440 млн долларов, а сборная Аргентины получила за победу $42 млн.
А вот УЕФА приучил к суммам покрупнееможет похвастать и более крупными суммами: призовой фонд нынешней Лиги чемпионов достигает порядка €2,5 млрд евро (доллар и евро сейчас торгуются почти на равных). Впрочем, награда для победителя сопоставима. За успех в главном клубном турнире Европы «Реал» в прошлом сезоне заработал 141 млн евро.
Но прямое сравнение ЛЧ и клубного ЧМ было бы не совсем корректно из-за разного формата этих соревнований. Лига чемпионов идет целый сезон, на основном этапе турнира играют 36 команд, которыеи в совокупности они проведут 189 матчей. Клубный ЧМ позволяет заработать 32 клубам всего за 30 дней и суммарные 63 игры.
Так что Инфантино не так уж далек от истины: еще никогда в футболе не раздавали миллиард за один месяц. Такой аргумент перебивает любую критику.
«Три Супербоула в день на протяжении месяца». Трамп и Инфантино обсудили ЧМ-2026
Европейский ПаровозЪ – в телеграме
Источник Еще новости... Теперь не перепутают: Арина Аверина перестала быть копией сестры-близняшки 17.03.2025 Ничушкин мощно вернулся после травмы: уже 6-я шайба в 9 матчах 17.03.2025 Тренер Анкалаева заподозрил Перейру в обмане 17.03.2025 10 мыслей о Кубке Первого канала: расчетливость Щербаковой и спрятанные протоколы 17.03.2025 Кто вдохновляет Мирру Андрееву? Шарапова, Федерер и другие легенды 17.03.2025 В «Динамо» есть игрок с фамилией Лиъматов. Нет, это не опечатка 17.03.2025 Что случилось на Гран-при Австралии: дождевой фестиваль аварий, редчайший ляп Ферстаппена 17.03.2025 Я не помню такого страстного «Спартака». Браво, Станкович! 17.03.2025 Загрузить еще... Tags: adidasCoca-ColaDAZNденьгиДжанни ИнфантиноЛига чемпионов УЕФАспонсорствоФИФАчемпионат мира среди клубовЧМ-2026