17 тыс. новых номеров построят в Анапе к 2026 году: как это скажется на отдыхе?

17 тыс. новых номеров построят в Анапе к 2026 году: как это скажется на отдыхе?

Сейчас в Анапе строится около 17 тыс. новых гостиничных номеров, их сдача ожидается примерно в 2026 году, рассказал Profi.Travel Profi.Travel замглавы города-курорта Виталий Воронов. И это — лишь начало. К 2030 году планируется сдать 25 тыс. номеров, проект «Новая Анапа» должен дать еще 25 тыс. По словам чиновника, такие масштабы не приведут ни к демпингу, ни к каким бы то ни было проблемам. Однако эксперты, опрошенные Profi.Travel уверены: массовая гостиничная застройка делает невозможным комфортный отдых в Анапе и негативно скажется как на туристах, так и на местных жителях.

«Анапа еще обладает возможностями развития, там еще есть места. И в этом ее преимущество с точки зрения инвестиций в отличие от наших дружеских конкурентов — Геленджика, Туапсе, Сочи, — пояснил стратегию развития Анапы Виталий Воронов. — Современная градостроительная политика курорта, да и региона в целом, заключается в том, чтобы правильно эту территорию использовать, сделать ее максимально востребованной».

По словам чиновника, приоритетность была определена 5 лет назад: в Анапе решили развивать санаторно-курортную отрасль. «Мы не будем спальным районом условно крупного мегаполиса, — пояснил вице-мэр. — Мы понимаем, что являясь федеральным курортом, должны предлагать услуги всей стране. Ориентир был взят как раз-таки на создание коллективных мест размещения. Поэтому тот объём, который сегодня набран, порядка 17 тыс. номеров, сформирован градостроительной политикой города», — уточнил он.

Виталий Воронов напомнил: было принято решение, что территория в районе 500 м от моря будет застраиваться не жильем, а только санаторно-курортными объектами. Первая очередь — места, свободные от застройки, вторая — объекты, нуждающиеся в реновации.

Чиновник пояснил, что под новыми объектами имеются в виду отели 3*, 4*, 5*, которые предлагают весь необходимый сервис для клиентов, обладают пляжами, собственной инфраструктурой. Их строительство было задумано еще в 2020 году, к 2022-му многие компании уже получили разрешение, сдача ожидается в 2026 году.

Один из якорных инвесторов — это Alean Collection. В самой компании на вопрос о новом отеле, который пока представляет собой бетонную коробку пирамидальной формы, пошутили: «Вам понравился? Если, да, то это — наш объект». Действительно, будущий отель выглядит интересно. Кроме того, как рассказал Виталий Воронов, в следующем году в Анапе запустят новый международный евро-азиатский бренд — отель категории 5*+ на первой линии.

Дальше — больше: по словам Виталия Воронова, планы до 2030 года — это +25 тыс. номеров, не считая «Новой Анапы», которая должна добавить еще 25 тыс.

Отвечая на вопрос, не случится ли коллапса уже в 2026 году, когда в Анапе будут сданы 17 тыс. новых номеров, чиновник отметил, что это всего лишь 10% от номерного фонда Анапы, если учитывать сертифицированные средства размещения. И 5% — если брать все.

Однако эксперты, опрошенные Profi.Travel, с цифрами и оптимизмом на их счет не согласны. Масштабное строительство может привести к серьезным проблемам и для местных жителей, и для туристов, а также для отельеров и туроператоров, считают они. Инфраструктура города в высокий сезон не переварит такое увеличение турпотока. При этом в низкий — все эти отели будут пустовать.

«Не секрет, что у нас все, что связано с крупными инвестициями в туристической сфере, является глубоко убыточными или низкорентабельными проектами, мы это видим по отчетности крупнейших объектов, находящихся в залоге у банков, где отчетность и движение денег достаточно внимательно контролируется кредиторами» — напомнил руководитель, Центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян.

По его словам, «если мы предположим, что Анапа будет застраиваться и дальше десятками тысяч единиц такого рода номерного фонда, который на самом деле является камуфляжем для продаж «доходной недвижимости» или жилья мелким инвесторам в обмен на обещания небывалой доходности или под соусом надежды на спекулятивный рост цен, то этот утилитарный формат предлагает туристам просто более или менее дорогой способ переночевать рядом с морем во время курортного сезона и не содержит в себе никакой самостоятельной ценности вне понятий дороже/дешевле».

Эксперт отметил, что все «эти одинаковые по своей сути объекты неизбежно будут жестко конкурировать между собой по цене, так как больше им конкурировать нечем». «У кого-то — бассейн побольше, у других — озеленение получше, но принципиально для эффективности инвестиций это ничего не поменяет», — пояснил Роман Еремян.

При этом, по его словам, у отельеров будут быстро увеличиваться операционные издержки, в том числе связанные как с общей инфляцией операционных расходов, так и с оплатой кадров на рынке труда, а ближайшие пятнадцать лет он будет в состоянии жесточайшего дефицита работников.

Для удержания роста зарплат, непропорционального доходам, управляющим

компаниям придется нанимать сотрудников не только из самых бедных территорий в странах бывшего СССР, но и, например, Непала, Бангладеш, Индии, Африки.

Подобного рода развитие курортных территорий всегда приводит к социальной напряженности, к ухудшению качества жизни горожан. «Это хорошо известный и изученный эффект хищнического девелопмента сезонных морских курортов во всем мире — мы не первые, кто оказывается в таком положении», — подчеркнул Роман Еремян.

Десятки тысяч сотрудников новых отелей надо будет где-то размещать. В связи со спросом вырастут цены на долгосрочную аренду жилья, а потом — и на жилую недвижимость, которая станет менее доступна местным жителям. Затем вырастут цены на коммерческую недвижимость и этот рост транслируется в рост арендных ставок, что, в свою очередь, приведет к увеличению стоимости товаров и услуг для местных жителей.

Общее обеднение местного населения в результате роста цен на все и завоза работодателями десятков тысяч работников в районах развития сезонных морских курортов также хорошо известный в мире эффект, подчеркнул эксперт.

Туристический налог, добавил Роман Еремян, городу не поможет. Во-первых, эти суммы крайне невелики в масштабах задач, которые придется решать. Во-вторых, инвестиции в инженерную подготовку города и развитие его инфраструктуры для единовременного пребывания десятков тысяч дополнительных туристов нужно до того как отели начнут работать, а туристический налог начнет поступать в бюджет города только потом и в несопоставимо малых объемах.

Кроме того, он не увеличит количество врачей скорой помощи и инфекционных больниц, сотрудников полиции и МЧС, не увеличит мощности сетей электроснабжения, водоснабжения и канализации. Не увеличит пропускную способность городских и подъездных дорог, количество парковочных мест и площадь пляжей. И даже мусоровозов не станет больше — ведь вне сезона всю эту инфраструктуру и рабочие места будет просто не на что содержать. Создание новых инженерных сетей, дорог и оплата дополнительных врачей, полицейских и спасателей точно не входит в планы строительства «как бы отелей», уверен Роман Еремян.

Председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС (Сочи) Дмитрий Богданов также напомнил о сезонности. «Очень непростая задача — продать эти номера даже в июле-августе. С каждым годом мы видим все больше проблем, когда даже объекты с именем, с репутацией и с хорошо выстроенной системой продаж не могут обеспечить себе желаемую загрузку в высокий сезон, — пояснил эксперт. — Мест много, а самолётов и поездов — мало, билеты дорогие, Даже в Сочи все вместе взятые самолёты, поезда, автомобили не могут привезти столько туристов, чтобы летом курорт был загружен на 100%. В пиковые даты гостиницы заняты на 70-85%».

В Анапе же, по словам эксперта, высокий сезон — это 100-110 дней в году.

«Подобный рост количества номеров понятен — городу необходимо заработать на строительстве. Но что потом с этим всем делать? Пока у меня ответа нет. И, что-то мне подсказывает, нет его и у тех, кто пытается реализовать застройку», — подчеркнул Дмитрий Богданов. По его словам, названные объемы — это избыточное количество комнат, которое рынку придется осваивать не один год.

Китайские туроператоры из Хэйхэ известили своих российских коллег о приостановке отправки безвизовых групп в Амурскую область через Благовещенск до 15 марта, сообщает телеграм-канал «Амурский бизнес». Причина — в подорожании обслуживания. С 1 марта гиды-переводчики и экскурсоводы, сопровождающие группы, должны быть аттестованы. Таких специалистов в регионе не хватает. Ситуацию сглаживает то, что сейчас — низкий сезон.

«С 1 марта иностранные туристические группы, прибывающие в Россию из Китая, должны в обязательном порядке сопровождаться штатным руководителем группы от принимающей российской туркомпании и в случае необходимости — гидом-переводчиком. Причем гиды-переводчики и экскурсоводы не вправе работать без государственной аттестации», — уточняет телеграм-канал. В Амурской области, добавляет издание, критически не хватает аттестованных гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Сообщается, что есть случаи монопольно высоких цен, объявляемых независимыми (не состоящими в штате туркомпаний) гидами-переводчиками и экскурсоводами.

«Кроме неприятия новых российских законодательных изменений, китайские туркомпании из Хэйхэ в письме также раскритиковали «устаревшую 24-часовую систему предварительного согласования туристических групп», предложив перейти к «электронной системе мгновенной подачи и ускоренного рассмотрения заявок», — пишет «Амурский бизнес».

В министерстве внешних связей и туризма Амурской области отметили, что к ним от профильных ведомств по туризму провинции Хэйлунцзян и города Хэйхэ (КНР) официальных сведений об изменениях планов китайской стороны по отправке безвизовых туристических групп в РФ не поступало.

Кроме того, в министерстве подчеркнули, что продолжают заверять подтверждения о приеме китайских туристов в штатном режиме. Например, с 3 по 5 марта заверен прием 89 китайских туристов, а за 2 месяца текущего года область посетили 4,9 тыс. гостей из КНР.

Председатель Ассоциация турагентов и туроператоров Амурской области (АТТАО) Ольга Кушнарева отметила: ситуацию сглаживает то, что сейчас — низкий сезон. При этом она подтвердила: действительно, туры подорожали, и сейчас турфирмы КНР могут подготовиться к новым реалиям.

Эксперт пояснила, что стоимость услуг гидов-переводчиков увеличилась в два раза, но если говорить о цене на поездку в целом, рост составил примерно 10%.

По словам Ольги Кушнаревой, сейчас в Амурской области всего 11 лицензированных гидов-переводчиков со знанием китайского языка, а в сезон в день заезжает до 1,5 тыс. гостей из КНР. Компаниям приходится искать новых сотрудников, что не так просто. Большинство специалистов, владеющих китайским языком, предпочитают работать в компаниях, занимающихся экспортом-импортом, а не туризмом.

Эксперты считают, что аналогичные сложности могут возникнуть и в других приграничных регионах. Но — позже. Например, Хабаровск традиционно начинает принимать туристов из Китая, когда открывается река Амур, то есть в мае.

«По межправительственному соглашению сопровождающие должны были быть и раньше. В этом плане ничего не изменилось. В большинстве случаев им на откуп и отдавались экскурсии. Но теперь гиды-переводчики, экскурсоводы должны быть аттестованы, иметь соответствующие бейджи», — рассказал Profi.Travel независимый эксперт, связанный с российско-китайским турбизнесом. Именно это, уточняют на рынке, позволяет специалистам поднимать цены на свои услуги.

Более того, как сказал эксперт, в Госдуме сейчас обсуждается возможность установления ответственности туроператора за работу с неаттестованными гидами. То есть, если в межправительных соглашениях де-юре ничего не изменилось, то фактически число специалистов, имеющих право работать с туристами из Китая, а точнее проводить экскурсии, серьезно уменьшилось.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

15:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025