200 тысяч безработных и рост тарифов. Какие еще сюрпризы несет закон о локализации такси
Закон о локализации такси направлен на стимулирование производства российских автомобилей и создание новых рабочих мест. По задумке законодателей все автомобили в таксопарках должны быть отечественного производства или набрать не менее 3200 баллов локализации.
Что это за баллы? Это система оценки локализации производства. Так, например, сварка кузова на российском предприятии дает 400 баллов, производство сидений — 100 баллов. Окраска кузова даст еще 500 баллов, а если в этом кузове не менее 70% российского металла, то начислят еще 200 баллов. Таким образом, чтобы набрать 3200 баллов, автомобиль должен быть почти полностью собран в России.
В силу закон вступит с 1 марта 2026 года, но для регионов, в которых доля иностранных автомобилей закономерно больше российских, будет отсрочка. Для Дальнего Востока, заполоненного японскими авто, закон вступит в силу с 1 марта 2030 года, а для Калининградской области — с 1 марта 2028 года.
Законодатели рассчитывают, что закон поддержит развитие отечественного автопрома, откроет новые рабочие места и снизит зависимость от зарубежных комплектующих. Но очень многое может пойти не так.
Таксисты не потянут
Журналисты «Ъ» получили документы с заседания РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), которое прошло с участием производителей автомобилей, чиновников, таксистов. Оказалось, энтузиазмом участники рынка не горят.
Так как требования к степени локализации очень строги, а покупку нового автомобиля многие не потянут, то со вступлением закона в силу пятая часть таксистов просто не сможет заниматься своим ремеслом. Это около 200 тысяч человек, которые лишатся заработка, с одной стороны. С другой — это дефицит таксистов, который приведет к завышенной стоимости поездки.
По мнению экспертов, водители, работающие на собственном авто, попадут под удар первыми. Особенно те, кто только-только рассчитался за кредит или еще не успел рассчитаться. Большинство самозанятых, которые и работают в такси, машину приобретают, в первую очередь, для личных нужд, руководствуясь собственными интересами, и чаще всего это иномарка, пусть и китайская. Требовать от них немедленной замены автомобилей нельзя.
Судя по отчетам, в прошлом году насчитывалось порядка 700 тысяч автомобилей такси, принадлежащих физлицам. 70% из них использовались для подработки, и абсолютное большинство из них требованиям к степени локализации не соответствуют.
Неминуем рост тарифов
Под удар попадут и таксопарки, предоставляющие водителям авто в аренду. Чтобы компенсировать затраты на обновление таксопарков, в которых, как ни крути, преобладают Reno и KIA, им придется поднять стоимость аренды для таксистов. Те, в свою очередь, поднимут тарифы. Предположительно, стоимость поездки на такси в крупных городах вырастет на 20-30%.
Наверное, в следующем году стоит готовиться к еще большему засилью элекросамокатов, которые частично заменят такси. Впрочем, может быть, люди просто станут здоровее, начав чаще ходить пешком?
Автор: Светлана Северянина
