Агентские продажи не пострадали: эксперты — об атаке на «Аэрофлот»
Десятки отмененных рейсов только за ближайшие двое суток, потерянные стыковки, ночи в гостиницах, невозможность совершить запланированное путешествие — таковы последствия хакерской атаки на «Аэрофлот». Возбуждено уголовное дело, а СМИ называют произошедшее «цифровым терактом». О масштабах проблемы, как она решается, сколько времени может уйти на нормализацию ситуации эксперты рассказали Profi.Travel.
«На сегодняшний день к выполнению планируется 93% рейсов из Москвы и обратно по изначальному расписанию (216 парных рейсов из 233). До 10:00 компания проводила точечные отмены рейсов, далее программа собственных рейсов „Аэрофлота“ стабилизировалась», — сообщила авиакомпания в своем телеграм-канале. Однако в числе отмененных — вылет в Минск и обратно, в Алматы, в Ереван, в Уфу, Челябинск, Новосибирск, Екатеринбург.
«Важно отметить, что агентские продажи не пострадали, а на них приходится примерно 50% реализованных авиабилетов, — отметил вице-президент РСТ Дмитрий Горин. — Продажа через агентов показала большую устойчивость, как и работа с пассажирами отмененных или перенесенных рейсов. Переоформление и возврат билетов происходили максимально быстро для такой ситуации».
По словам эксперта, тот факт, что вчера было отменено только 54 парных рейса, а 206 — были выполнены, говорит о резервировании IT-систем и наличии решений, пусть даже в ручном режиме. Глобального коллапса не произошло, «Аэрофлот» постарался справиться с ситуацией в кратчайшие сроки.
Помогли нацперевозчику Минтранс и Росавиация. «Заместитель министра транспорта Владимир Потешкин провел в аэропорту Шереметьево совещание с участием представителей Минтранса, Росавиации, аэропорта и авиакомпании, на котором спланирован ряд шагов по дальнейшей нормализации ситуации», — сообщила пресс-служба министерства. Приоритет в расписании «Аэрофлота» отдан рейсам на Дальний Восток, в Калининград, Сочи, Минеральные Воды и за рубеж, в том числе на широкофюзеляжных самолетах.
Авиаэксперт, пожелавший остаться анонимным, напомнил, что уже более трех лет «Аэрофлот» работает с российской системой бронирования «Сирена», а не с Sabre. Он подчеркнул, что от взлома не пострадала «Победа», которая относится к группе «Аэрофлота». На ее рейсы, как и на рейсы еще одной авиакомпании группы — «Россия» — пересаживали пассажиров нацперевозчика.
При этом, по мнению эксперта, случившееся приведет к законодательным изменениям, мобилизации критически важных инфраструктур на российских серверах и ПО. В том числе и к переходу на отечественный мессенджер Max.
При этом в авиаотрасли не готовы прогнозировать, сколько времени уйдет на полное восстановление всей системы. Так, например, как пишет РИА «Новости» со ссылкой ведущего аналитика отдела мониторинга ИБ «Спикател» Алексея Козлова, восстановление систем «Аэрофлота» после кибератаки может занять от нескольких недель до полугода, а реалистичный ориентир ущерба от действий хакеров может находиться в пределах от 10 до 50 млн долларов.
Пассажирам отмененных рейсов пока доступны несколько вариантов: возврат авиабилетов, переоформление на другие рейсы и, возможно, других авиакомпаний. Туроператоры также стараются пересадить своих клиентов. Однако, если у пассажиров возникли дополнительные убытки — потеря стыковок (если перелет был оформлен не на одном бланке), билетов на иные виды транспорта, ночей в гостинице, то тут мнения юристов расходятся.
Как действовать туристам и турагентам?
Чтобы ответить на вопрос, кто несет ответственность перед туристами в этом случае, необходимо понять, считается ли ситуация форс-мажором. Учитывая, что к массовому сбою привела хакерская атака, мнения юристов на этот счет разные, пояснили Profi.Travel в компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры». Одни эксперты считают, что хакерская атака может являться обстоятельством непреодолимой силы. Согласно статье 401 ГК РФ и разъяснениям Верховного суда, для признания ситуации форс-мажорной нужно одновременное наличие трех признаков: чрезвычайность, непреодолимость и непредотвратимость.
Ключевым здесь является именно масштаб. По имеющейся информации, речь идет не просто о техническом сбое, а о внешней хакерской атаке, в результате которой нарушена работа критически важных IT-систем «Аэрофлота». Поэтому, полагают юристы, событие может обладать признаками, необходимыми для признания его форс-мажором, как в случае с атакой беспилотников и закрытием воздушного пространства.
А значит, ответственность за возможные убытки туристов (например, за срыв последующих стыковочных рейсов или за оплату дороги в аэропорт и из него и так далее) не несут ни авиакомпании, ни турфирмы.
Другие юристы, напротив, указывают на то, что сбой в работе может быть не признан форс-мажором, поскольку при должном обеспечении безопасности угрозы хакерских атак можно предотвратить. В отличие от атак беспилотников, сбой затронул уже саму авиакомпанию — то есть не внешние обстоятельства, а внутренние системы. Для сравнения — способа на 100% обезопасить полеты при атаке беспилотников на сегодня объективно не существует. К тому же безопасность при атаке беспилотников обеспечивает армия и службы безопасности, а не авиакомпания.
Соответственно, такие понятия, как «невозможность предотвращения (хакерской) атаки», как и «невозможность предвидеть атаку» (ключевые понятия форс-мажора по ст. 401 ГК РФ), под большим вопросом.
Туроператор Anex втрое увеличил количество городов вылета на Фукуок. Компания приняла решение отправлять туда этой зимой чартеры из 8 городов России. К ранее запланированным программам из Москвы и Красноярска добавились рейсы Azur Air из Самары, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Новокузнецка и Новосибирска. Подробности эксперты туроператора сегодня, 29 июля, рассказали Profi. Travel.
Вылеты стартуют в ноябре. Из Самара и Екатеринбурга планируется один рейс в 12 ночей, из Иркутска — 2 раза в 11 ночей, из Казани и Новокузнецка — один раз в 11 ночей, а из Новосибирска — три раза в 11 ночей.
«Также из Благовещенска, Хабаровска и Владивостока до Фукуока у нас сформированы туры на рейсах VietJet», — напомнили эксперты туроператора.
Свое решение увеличить количество городов вылета втрое в компании объяснили существенным ростом интереса к направлению: «Мы видим стремительный рост спроса на Фукуок, да и в целом на Вьетнам. Многие туристы, которые раньше откладывали свое путешествие из-за отсутствия прямых рейсов в эту страну, теперь активно бронируют поездки. Мы удовлетворены динамикой продаж, что позволяет нам делать соответствующие выводы и принимать решения о расширении полетной программы».
Стоимость туров в ноябре за двоих в отель 3* на завтраках начинается от:
243 тыс. руб из Самары 234 тыс. руб из Екатеринбурга и Казани 204 тыс. руб из Иркутска 241 тыс. руб из Новокузнецка 268 тыс. руб из НовосибирскаВ Anex добавили, что взяли несколько отелей на Фукуоке на гарантии, учитывая растущий спрос на направление и не только из России. В основном это объекты уровня 5*, но есть и 3*, и 4*.
Напомним, ранее мы сообщали, что Anex ставит рейсы на Фукуок из Москвы и Красноярска, летать будет авиакомпания Azur Air. Кроме того, объявлял о планах на Вьетнам и туроператор «Пегас Туристик». Вылеты в Нячанг организуются из Москвы, Иркутска, Красноярска, Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга.
Комбинированные программы на Фукуок на Новый год предлагает и ITM group. Программа: Фукуок (11 ночей) — Ханой (2 ночи) — Халонг или Нинь-Бинь. В столице Вьетнама гостей ждет обзорный тур с прогулкой на рикше и обедом. А затем на выбор (при бронировании) посещение бухты Халонг или экскурсия в Нинь-Бинь.
Сейчас во Вьетнам выполняют рейсы авиакомпании «Аэрофлот» (в Хошимин и Нячанг из Москвы), Azur Air (в Нячанг из 10 городов России: Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Красноярска, Москвы, Омска, Перми), чьими рейсами пользуются туристы компаний Anex и «Интурист»), «Икар» (в Нячанг из 8 городов, на них — клиенты «Пегас Туристик» и Coral Travel), Red Wings (в Нячанг из 4 городов, на них отправляют своих туристов Fun&Sun и «Спектрум»), Vietjet Air (блоки мест есть у Anex). Кроме того регулярные рейсы в Москву из Ханоя выполняет Vietnam Airlines, у которой берет блоки мест ITM group.