Александр Евневич: биография ученого, создавшего крупные компании
Александр Евневич — российский предприниматель, чье имя связано с двумя крупными компаниями отечественного рынка: производителем чая и кофе «Орими» и сетью гипермаркетов «Максидом». Путь Александра Евневича — пример того, как научный склад ума, математическая логика и взвешенный подход к рискам позволяют создавать масштабные бизнес-проекты. Выпускник матмеха ЛГУ, он прошел путь от инженера-гидротехника до одного из самых успешных предпринимателей страны. Сегодня он входит в рейтинг Forbes, а продукты созданных им компаний можно найти практически в каждом российском доме.
Ранние годы и научная основаБиография Александра Евневича началась 5 июля 1959 года в Витебской области. Важным этапом в его жизни стал переезд в Ленинград в 1976 году и поступление на матмех Ленинградского государственного университета. Принципы и знания, полученные во время обучения, во многом предопределили его подход к бизнесу и управлению. Сам предприниматель позже не раз отмечал, что привык оценивать любую задачу через призму математической логики и теории вероятности.
После окончания университета в 1981 году Александр Анатольевич Евневич посвятил 13 лет научной работе во Всесоюзном НИИ гидротехники им. Б. Е. Веденеева. Он начал карьеру с должности инженера, последовательно вырос до научного сотрудника, заведующего сектором и наконец заместителя генерального директора по экономике. Этот опыт не только дал ему глубокие знания, но и научил системному подходу к управлению сложными процессами.
Поворот в бизнес: создание «Орими Трэйд»В середине 1990-х годов Александр Евневич принял решение кардинально сменить деятельность. В 1994 году он вместе с партнерами учредил компанию «Орими Трэйд». В зону ответственности предпринимателя входили вопросы бухгалтерского учета, взаимодействие с банками и налоговыми органами, а также логистика. Функции, связанные с закупками, продажами, маркетингом и рекламой, остались за Сергеем Касьяненко.
Стартовали с простых продуктов — поставок муки, сахара, тушенки. Затем товары продавали оптом магазинам. Бизнес в те годы был непредсказуемым, реализовывать партии было непросто.
«Привозим мы 3000 тонн риса из Индии, а одновременно с нами приходит 10000 тонн в качестве гуманитарной помощи», — вспоминает предприниматель.
В таких условиях единственным коммерчески выгодным товаром оказался чай. Он не попадал под гуманитарные поставки, а спрос на него был постоянным. Компания сделала ставку на чай и не прогадала. Уже к 1999 году «Орими Трэйд» заняла более 10% чайного рынка России и запустила собственную фабрику в Ленинградской области, переоборудовав для этого цеха заброшенного завода. Сегодня группа «Орими» удерживает статус лидера рынка благодаря успешным продажам своих известных брендов: Greenfield, Tess, Jardin и «Принцесса Нури».
«Максидом»: как в научном павильоне появился первый магазин DIYПараллельно с развитием чайного бизнеса началась история другого крупного проекта. В 1996 году освободилось огромное помещение, которое до этого арендовала компания «Союз-Контракт» под склад товаров. Это был павильон, принадлежавший НИИ гидротехники, где в советское время размещалась уникальная гидравлическая модель дельты Невы, созданная для проектирования дамбы. Идея превратить его в обычный торговый центр, как тогда было модно, не привлекала. Александр Анатольевич Евневич решил пойти по иному пути.
Проанализировав европейскую и американскую практику DIY-ритейла («Сделай сам»), предприниматель решил создать в России первый магазин нового формата. Команда будущего «Максидома» отправилась перенимать опыт в Великобританию, Испанию и Германию, так как на родине аналогов не существовало. Первоначальный ассортимент и формат были разработаны с учетом европейского опыта, однако требовали адаптации к особенностям российского рынка.
Подготовка к открытию шла полным ходом. Будущему гипермаркету требовалось имя. Его выбирали на конкурсной основе среди сотрудников, их друзей и родственников. Лучшим вариантом признали «Максидом»: «Макси» — потому что для того времени магазин был огромным, а «Дом» — потому что в нем продавалось все для дома. Логотип тоже родился случайно: кто-то из команды нашел детскую игрушку-змейку, которая легко сложилась в букву «М», ставшую символом математически выверенного пути к развитию.
В итоге проект был успешно запущен и впоследствии адаптирован под запросы местных потребителей. Открытие 6 октября 1997 года стало настоящим событием и вызвало большой ажиотаж среди покупателей. Высокий спрос на товары формата DIY подтвердил правильность выбранной концепции, и компания приступила к планированию расширения сети.
Александр Евневич придерживался тактики спокойного развития, что оказалось спасительным во время дефолта 1998 года. Пока многие компании закрывались, «Максидом» не только выстоял, но и укрепил свои позиции на рынке.
Крупнейшей сделкой компании стала покупка в 2020 году 18 гипермаркетов российского подразделения британской сети Castorama. Новая управленческая команда в течение года смогла вывести бизнес на положительную динамику. Сегодня под брендом «Максидом» работает 30 магазинов в 12 регионах страны.
Новые горизонты и семья в бизнесеДиверсификация активов — еще одна черта стратегии Александра Евневича. Ярким примером этого служит приобретение в 2011 году контроля над банком «Объединенный капитал». Также бизнесмен активно развивает проекты в сфере недвижимости. Среди них — реконструкция территории бывшего завода им. Калинина в Санкт-Петербурге, которая превращается в современный кластер с офисами, парком и IT-хабом Сбера.
Особенностью созданной Александром Евневичем бизнес-структуры является ее семейный характер. В управление компанией «Максидом» вовлечена его дочь Мария, которая ранее работала в журналистике, а сейчас преподает в СПбГУ. Такой подход обеспечивает стабильность и долгосрочное развитие созданного бизнеса, который продолжает расти и открывать новые горизонты.