Александр Гиляревский: Данила Багров наверняка пошел бы на СВО

Александр Гиляревский: Данила Багров наверняка пошел бы на СВО

Режиссеру Алексею Балабанову, создателю кинодилогии о Даниле Багрове, в этом году исполнилось бы 66 лет. Мы решили побеседовать с человеком из ближнего творческого круга Балабанова, с художником-постановщиком Александром Гиляревским. О том, как снимался этот культовый фильм, почему картина так удачно попала в сердце нашего народа и кем бы был сегодня ее главный герой — в нашем материале.

— Александр Геннадьевич, ты чувствуешь, что участвовал в создании эпохального шедевра? «Брат 2» — это ведь шедевр?

— Мне тяжело давать такие оценки — шедевр, не шедевр, но я искренне считаю, что это знаковая картина. В то время это редкий случай фильма такой тематики и такого стиля. И это произведение режиссера, я не побоюсь этого слова, великого. Недавно я показывал одному хорошему знакомому места в центре Москвы, где мы снимали «Брата 2». Зашли во двор, где делали эпизод с торговцем оружием. И вдруг выходит человек, который сейчас там живет. Прямо за той дверью, из которой выходил персонаж по кличке Фашист. Его играл Константин Мурзенко. Человек спросил: «Что вам нужно, товарищи?». Мы говорим: «Да вот пришли посмотреть, где снимали «Брата 2». Он оживился: «Да, это здесь. Мы ничего не разрешаем трогать тут с тех времен». Я его успокоил, мол, нет-нет, мы ничего не будем трогать. И отошел. А мой товарищ сказал жильцу, что я работал художником на картине. Такой реакции я не ожидал, уже столько времени прошло… Мужчина был в полном восторге, чуть ли на руки меня не поднял. Понятно, это не ко мне отношение, а к тому, что я тоже делал это легендарное кино.

— Ты человек скромный, но мир сам тебе подсказывает: да, ребята, вы сделали шедевр.

— Ну да, наверное. В конце концов фильмы Балабанова стали своего рода символами эпохи в нашей стране. И я считаю, что «Брат 2» — одна из картин в моей фильмографии, которыми я могу гордиться. Участие в работе над этим фильмом для меня счастье.

— А с чего началась твоя работа с Балабановым?

— Мне передали сценарий, я прочел, мы встретились, и я спросил: «А как ты написал это все?». Алексей сказал: «Ты знаешь, я последнее время придумываю сценарии, глядя новости у телевизора. И много мыслей приходит из новостей».

Дмитрий Певцов: Нужно вводить государственную квоту на кинопрокат

— Это как у Достоевского.

— Именно. В фильмах Леши много правды художественной и человеческой. Допустим, в первом «Брате» снимался реальный бандит. Играл бандита.

— Ты общался с Балабановым и Бодровым только на съемках или в жизни тоже?

— Леша был не из тех людей, которые открывают душу. И мы не были в таких уж тесных отношениях. Вне площадки мы почти не общались. Но в перерывах между съемками общались много и хорошо. И с Сережей Бодровым тоже. Он же искусствовед, наши разговоры начались с обсуждения живописи, старых мастеров. И скоро мы уже могли рассказывать анекдоты, обмениваться новостями.

Алексей Балабанов © Игорь Акимов/ТАСС

— Как ты относишься к запрету на Украине «Брата 2»?

— То, что сейчас происходит в этом плане, мне иногда не понять. Не знаю, я не понимаю. Я не вижу политики ни в первом, ни во втором «Брате». Там важна общечеловеческая нравственность. Как-то я давал интервью молодым ребятам, они меня спросили, про что «Брат 2». И я уловил, что они кое-чего важного не понимают. Спросил: «А вы знаете такие понятия, как дружба, любовь? Не «друзья» в соцсети, где из 400 человек вы знаете лично одного-двух. Это не прощание по телефону «люблю тебя» всем подряд. Что такое взаимопомощь, плечо, что такое постоять за друга. Причем бескорыстно. Вот о чем этот фильм».

— Да, там это, наверное, главная тема. Когда Данила Багров тратит последние деньги и рискует жизнью, чтобы помочь человеку, которого он даже не знает, просто потому что тот — брат его друга.

— Конечно. Каждый видит в «Брате 2» то, что хочет видеть. Кто-то видит стрелялки, кто-то более глубокие духовные вещи. Увы, молодежь не всегда улавливает эти глубины отношений.

— Как работалось на картине?

— У нас была совершенно замечательная группа. Очень хорошая. И мне повезло, со многими из этих людей я потом еще сотрудничал. Конечно, интересным было общение с самим Балабановым. Он был гибким человеком. Где-то он, конечно, настаивал на том, что ему было нужно, где-то не настаивал…

— Были ситуации, когда он видел по-своему, ты по-своему и принималась твоя версия?

— Да, были такие случаи. Когда я посмотрел первого «Брата» и мы с Алексеем встретились и гуляли по Москве, я ему сказал: «Леш, на мой взгляд, мы должны сделать второй фильм в стилистике первого. В каком смысле… Как там был показан не открыточный, не туристический Питер, так теперь я хочу тебе предложить Москву, которую не знают туристы. И при этом зритель абсолютно точно поймет, что это Москва». Много объектов я ему предложил. Например, те адреса, по которым ходил Данила и его друзья, когда прорабатывали историю с банкиром. В какой-то момент я предложил последнюю встречу устроить на набережной на фоне метромоста. «Дождемся, когда поедет поезд, ты крикнешь «Мотор!» — и у тебя будет сцена на фоне проезжающего поезда». И он сразу сказал: «Да!». Мы с оператором Сережей Астаховым договорились, как это все должно выглядеть, поставили камеру и сняли. И получилось. Я считаю, что «Брат 2», как и первый, получился абсолютно аутентичным, только московским.

— Ты и правда открыл ему другую Москву, не парадную. Как думаешь, Балабанов пригласил тебя на «Брата 2» именно как москвича?

— Да, конечно. Мы это с ним не обсуждали в лоб, но, думаю, это было важным моментом. Да, мне говорили, что это так.

Минкультуры определило цену короткого и длинного метра в кино

— В фильме «Брат 2» красной нитью проходит тема денег. Мол, для Америки они главное, но сила не в них. Насколько я понимаю, для Балабанова эта тема была важна. Что ты об этом думаешь? Ты согласен с Алексеем?

— Ты знаешь, да. Конечно, я прекрасно понимаю, что в человеческом обществе без денег не проживешь.

Мы за работу получаем деньги. Но когда это становится культом или единственной целью - нажива, заработать как можно больше, либо когда это переходит в криминал или в болезненность, — я считаю, это ненормально.

Понятно, что каждый человек хочет хорошо жить, путешествовать и так далее. Но перебор — это уже аномалия.

Сцена из фильма "Брат-2" © Кинокомпания СТВ/ТАСС

— А может, «Брат 2» поэтому так удачно попал в сердце нашего народа?

— Очень может быть. А еще, мне кажется, Балабанов тонко и точно показал русского человека, который оказался в Америке. Это хоккеист. Ну и брат Данилы тоже. Да, люди там меняются, это точно. Я часто бывал в Америке, иногда жил там подолгу, писал картины, выставлялся. Не могу сказать, что люди, с которыми я общался, были одержимы деньгами. Но. Они много работают. Я видел, как в семь часов утра все уезжали на работу. А вечером, часам к восьми, возвращались. Час или два горели окна, а потом все ложились спать. Поэтому суббота и воскресенье для них святое, дни отдыха. Это средний класс. А у людей крупного бизнеса, конечно, одержимость деньгами присутствует 24 на 7.

— То есть у тебя не возникло желания, как у героя Сухорукова, крикнуть: «В Америке вся сила мира!» — и остаться там жить.

— Нет, не возникло. Честно тебе скажу, мне там было бы скучновато. Потому что там все всегда заняты. То работой, то отдыхом. И вот так вот, как мы с тобой сейчас сидим в кафе и пьем кофе, мы могли бы встретиться через год, договорившись об этом сегодня. Там нет такого общения, как здесь у нас.

— А что в твоей жизни изменилось после «Брата 2»?

— После выхода фильма мне позвонил Александр Наумович Митта и пригласил к себе. Когда я приехал, он сказал, что запускает телефильм «Граница: Таежный роман». Дал время почитать синопсис и спросил, как я к этому отношусь. Я сказал, что не вижу для себя сложностей, ведь я служил в армии в том регионе, на Дальнем Востоке, в советские годы. И я знаю, как там все выглядело. Более того, под конец моей службы вспомнили, что я художник, и я до увольнения занимался визуальным оформлением части. И Митта меня взял на работу.

— А что за история с болотом? Это правда, что ты болото сделал своими руками?

— Ты понимаешь, мы снимали рядом с высоковольтными линиями, а когда их прокладывали, давно, лес скидывали в болото, рядом. И с годами все эти стволы превратились как будто в железо, в какой-то дико плотный материал. У меня топор сломался. Причем не топорище деревянное, а стальное лезвие. И нам пришлось вручную освобождать это болото. У меня были два помощника, молодые. Рисковать ими я, конечно, не мог. Поэтому бревна из болота вытаскивал сам, а потом по твердой земле мы их уносили. Скажу без ложной скромности: этот объект как бы природный, это болото получилось круто. Как и задумывалось.

— А песня «Ты неси меня река» уже была на момент съемок?

— Про песню не помню… Знаю точно вот что. Сергей Астахов на картине Митты тоже был оператором-постановщиком. А следующий его фильм планировался опять с Балабановым. И в перерывах между съемками «Таежного романа» Сережа конструировал всякие приспособления. Он любил придумывать и воплощать в жизнь идеи насчет съемочной техники.

— Как Урусевский?

— Да. И он там собрал для будущей картины Балабанова дельтаплан. И с этого дельтаплана он снял пролет, на который и легла та самая песня «Ты неси меня река».

— А были какие-то смешные, забавные истории на съемках «Брата 2»?

— А вот, например, история. В одном эпизоде я снимался на своей машине. Когда Сережа Бодров, Данила Багров в смысле, выходит из полиции, где его допрашивали после того, как он нашел убитого Костю, его встречает друг… Кирилл Пирогов его играет… И они ловят такси. Короткая сцена. Таксистом был я. И снимали три или четыре дубля. Потому что мы с Бодровым начинали зверски торговаться, за сколько они поедут. Это было очень смешно. В конце концов Балабанов сказал: «Все, парни, это конечно смешно, но давайте уже снимем нормально».

— А еще?

— Когда мы снимали сцену со стрельбой из пулемета «Максим», накануне в Москве произошел взрыв на Каширке. И было милицейское усиление. Мы отсняли на «Мосфильме» сцену, где Сухоруков разбивает стекло и строчит из пулемета. Потом поставили на машину новое стекло, водитель уехал. А спустя какое-то время выяснилось, что его остановили где-то на Рублевке. Бутафорские номера 999 показались гаишникам подозрительными. Ну и в багажнике машины нашли кучу оружия. Реквизит. В спешке водитель забыл сдать пиротехнику. В общем, в полицию потом ездил наш пиротехник с бумагами. И Балабанов с Бодровым, насколько я помню, ездили вызволять этого парня.

© Андрей Титов/Бизнес Online/ТАСС

— Как ты относишься к возне с «Братом 3»? Тебя туда не приглашали?

— Нет, и слава Богу. Я надеялся на продюсера Сергея Сельянова, что он не позволит такому случиться. Когда-то я спрашивал Балабанова насчет продолжения. Он сказал: «Нет». У него была мысль разбить «Брата 2» на два фильма — московский и американский. Но потом он передумал. Мне часто задают вопрос: как я отношусь к фильмам с цифрой 2? Мне кажется, когда первый фильм удачный, а второй — просто заработать на волне первого — это провал. Художественный, творческий. Другое дело, когда продолжения наполнены смыслом. А иначе — пустота.

— Мне кажется, цифра 2 во втором «Брате» — это не порядковый номер. Это тема второго брата, хоккеиста.

— Вполне возможно. Думаю, главное — это понятие братства. Причем вовсе не родственного. Например, воинского. Фильм же не случайно начинается с телеэфира, где ребята в студии рассказывают о спецоперации. У Балабанова не было ничего случайного. Это трое братьев. Просто не по крови. Я считаю, брат в данном случае — это степень духовной, моральной, человеческой близости.

Братство — это явление, которое сейчас начинает возрождаться в России. Мы встаем друг за друга, поддерживаем, помогаем.

Жаль, конечно, что через трагические события это все возвращается. Но если молодые люди сейчас поймут, что не деньги главное, а когда у тебя есть человек, который, если ты все потеряешь, нальет тебе чаю и даст рубль, имея два, или даже оба отдаст. Вот это важно.

— Александр Геннадьевич, а давай пофантазируем. Как ты думаешь, если бы герой картины Данила Багров существовал в реальности, чем бы он сейчас занимался?

— Так… ему бы уже было за 60… Думаю, он создал бы какой-нибудь фонд помощи Донбассу. А может, стал бы доктором, как несколько раз говорил в «Брате 2». И спасал бы наших ребят. А если б он был молодым, Данила Багров наверняка пошел бы на СВО.

Справка:

Александр Геннадьевич Гиляре́вский родился 10 января 1968 года в Москве. Советский и российский художник-постановщик, художник-живописец, арт-директор, художник театра. Член Союза кинематографистов России, член профессионально-творческого объединения художников и графиков Международной федерации художников ЮНЕСКО (IFA). Художник-постановщик фильмов: «Взбесившийся автобус», «Брат 2», «Граница: таежный роман», «Возвращение броненосца», «Спартак и Калашников», «Игры мотыльков», «Кадетство», «Подкидной» и многих других. Номинант Российской национальной телевизионной премии ТЭФИ (2007) в номинации «Лучшая работа художника-постановщика» за сериал «Кадетство». Лауреат Премии жюри фестиваля «Династия» имени Павла Кадочникова (2016, Санкт-Петербург) за работу над фильмом «Частное пионерское» за создание точного и подробного образа эпохи.

Более трех тысяч представителей сферы культуры участвуют в СВО    

Парламентская газета Парламентская газета

02:05
28
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025