Алкоголь и табак не попадут на маркетплейсы
Законопроект о платформенной экономике планируют принять до конца 2025 года, он должен выровнять правила для электронной и традиционной торговли, однако продажу алкоголя и табака через маркетплейсы не разрешат, хотя сами интернет-магазины обращаются с такими предложениями к законодателям. Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, знакомый с готовящимся правительственным законопроектом.
— Максим Анатольевич, почему регулирование маркетплейсов оказалось такой сложной темой?
— Действительно, необходимость регулирования обсуждается довольно давно. Мы видим, как ежегодно обороты электронной торговли увеличиваются кратно, и сейчас продажи на маркетплейсах составляют около четырех триллионов рублей. Для большинства людей эти сервисы удобны, хотя есть и те, кто отказывается от такой формы взаимодействия с продавцом. Тем не менее компании, которые на этом рынке конкурируют и развиваются, сами фактически были инициаторами того, чтобы все-таки государство каким-то образом уделило им внимание и определило правила игры.
Максим Топилин. © Святослав Акимов / Фонд Росконгресс
Мы понимаем, что маркетплейс — это только с одной стороны торговля. С другой, это цифровая платформа, поэтому регулировать нужно одновременно и то, и другое. В Госдуму ранее внесли несколько законопроектов, посвященных поправкам в законы о торговле и о защите прав потребителей. Правительством же было принято решение, что нужна совершенно отдельная регуляторика — с перспективой на будущее, поскольку рынок электронной коммерции постоянно преобразуется. Сегодня мы можем заказать домой продукты или любые товары, но пока не может купить квартиру через интернет, хотя платформ по их подбору масса. Не исключено, что через какое-то время, когда появится электронный нотариат, защищенные сделки и так далее, мы и недвижимость сможем покупать и продавать на маркетплейсах, не выходя из дома.
Еще одна особенность готовящегося регулирования — учет разных видов цифровых платформ. От интернет-магазинов до агрегаторов услуг, электронных досок объявлений и даже онлайн-сервисов развлечений.
За продажу опасного товара маркетплейсы хотят призвать к ответу
— То есть агрегаторы такси и маркетплейсы будут работать по единым правилам?
— Проходящий межведомственное согласование законопроект дает квалификацию различных платформ, детально регулирует цифровые посреднические платформы, то есть те, на которых осуществляются все операции от выбора до платежа. В законе указано, каким должен быть договор между продавцом и покупателем, чтобы были учтены интересы обеих сторон.
Отдельно говорится об обязательных карточках товаров, которые сегодня могут быть, а могут и не быть. Но они обязательно нужны, чтобы обеспечить прослеживаемость, в том числе маркированной продукции, подтвердить подлинность сертификатами и так далее.
— То есть в маркетплейсах может появиться и алкоголь?
— Сами маркетплейсы об этом просят, потому что сегодня продажи алкоголя и табака разрешены только в традиционном оффлайн-формате. Продавать подакцизные товары дистанционно нельзя, и законопроект тоже этого не допускает, отсылая нас базовому законодательству.
— Кто и как будет контролировать маркетплейсы?
— Предполагается создание реестра цифровых платформ, оператором которого будет одно из федеральных ведомств — Минэкономразвития, Минпромторг или Минцифры. Мы договорились, что в реестр платформы будут направлять данные о проведенных у них операциях в целях налогообложения, учета самозанятых, получения торговой статистики и так далее.
© freepik.com
Прорабатываем и ответственность за нарушения, которая сейчас предусмотрена для офлайн-торговли, но четко не описана для маркетплейсов. В частности, штрафы за обман потребителей, неполную информацию о товаре, навязывание дополнительных услуг и другое.
Маркетплейсам предложили выявлять подделки
— Как вы оцениваете существующую конкуренцию между электронной и классической торговлей?
— При подготовке регулирования исходим из того, что предпринимателям должны быть обеспечены одинаковые условия работы и требования. Маркетплейсы, к примеру, могут использовать труд самозанятых, но самозанятые работают и на доставке у торговых сетей. Но кто эти люди? Например, те, кто доставляют готовые блюда и продукты. Есть ли у них санитарные книжки, соблюдаются ли требования к сотрудникам, работающим с пищевыми продуктами? Эти вопросы должны быть урегулированы.
— Когда документ начнет рассматривать Госдума?
— Мы ожидаем, что Правительство внесет законопроект в мае. У нас уже есть ряд замечаний к нему, которые, к примеру, касаются зарубежных товаров. Здесь существует вопрос с точки зрения подтверждения качества и отсутствия контрафакта, чтобы не превращать платформу в канал для доставки незаконного и нелегального товара. Цифровые технологии, в том числе реестр, должны в этом помочь.
Если законопроект внесут в мае, то мы сможем рассмотреть его в первом чтении до конца весенней сессии, чтобы затем уйти на доработку и рассмотрение поправок. Рассчитываю, что до конца года мы сможем принять закон о платформенной экономике.
Мишустин рассказал о трех индексациях пенсий