Алла Сурикова накануне юбилея рассказала про «асурики» и «сюрики»

Ей 85, и цифр она не скрывает. Да и как их скроешь в век глобальной информации. Можно сказать, что генеральную репетицию своего юбилейного вечера Алла Сурикова уже провела в конце января, за два дня до официального закрытия Дома кино, который теперь уже снесен. Сурикова таким образом простилась с ним, прекрасно понимая, что больше не доведется выйти к зрителям в этих стенах.

Накануне того вечера она объявила в соцсетях поэтический флешмоб, которому дали старт стихи ее внука Николая «Прощай, любимый Дом кино…».

Алла Сурикова пришла в режиссуру, когда эта профессия считалась исключительно мужской, и доказала, на что способна. Она сняла, по собственным подсчетам, 24 фильма, включая короткий метр. Среди них — «Суета сует», «Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем», «Искренне ваш…», «Ищите женщину», «Хочу в тюрьму», «Дети понедельника», «О любви в любую погоду», «Московские каникулы». Это ей принадлежит идея создания детского юмористического журнала «Ералаш».

Дом кино в тот вечер брали штурмом. Очередь у входа выстроилась огромная. Счастливчики, сумевшие прорваться в зал, стояли в проходах, сидели на ступеньках. Некоторые сотрудники аппарата Михалкова искренне недоумевали и не могли понять, почему Алла Ильинична так переживает расставание с Домом кино. Да потому что это ее жизнь и счастье. Там она встречалась с друзьями, устраивала премьеры своих фильмов. Не у всех же доллары в глазах. Именно там состоялся первый показ ее «Суеты сует» в конце 1970-х. Снят фильм по сценарию Эмиля Брагинского, а крестным отцом картины стал Георгий Данелия, мастер, у которого Сурикова училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Творческий вечер в Туле Алла Ильинична вновь проведет в компании друзей, а ее соведущим станет кинорежиссер и президент Гильдии кинорежиссеров РФ Николай Лебедев, снявший «Легенду №17», новый «Экипаж», «Волкодава из рода серых псов». Его фильм «Кракен» с Александром Петровым в главной роли о потерпевших бедствие подводниках вошел в игровой конкурс «Кино и музыки», где оцениваются фильмы с точки зрения их музыкальной составляющей.

На экране Тульской филармонии зрители увидят актеров, снимавшихся в фильмах Суриковой и составивших славу отечественного кино: Андрея Миронова, Ролана Быкова, Армена Джигарханяна, Наталию Гундареву, Виталия Соломина, Николая Караченцова, Веру Глаголеву. Почти все ее комедии с оттенком легкой грусти, значит, и вечер будет таким.

Поздравить Аллу Сурикову приедут друзья и коллеги: Ольга Кабо, каскадер Сергей Воробьев, саксофонистка Вероника Кожухарова, обучавшая когда-то Максима Аверина игре на саксофоне накануне съемок «Любви и Сакса», сам Максим Аверин, Елизавета Боярская, Сергей Никоненко, композитор Юрий Потеенко.

Кинорежиссер Алла Сурикова на съемках фильма «Полный вперед!».

Фото: Наталья Мущинкина

Накануне юбилея Алла Ильинична рассказала «МК» о том, как к нему готовится, чем занимается и чем спасается в непростое время.

— Я думаю, что «Московский комсомолец», одна из немногих читаемых нынче газет, хочет меня 6 ноября поздравить и правильно делает. Нас осталось очень мало, кого еще можно вживую поздравить. Торопитесь, ребята!

— Чем вы заняты в предъюбилейные дни?

— Я написала продолжение своей книги «Любовь со второго взгляда», мечтала к юбилею ее выпустить. С момента выхода первой книги прошло, наверное, лет двадцать, кое-что накопилось за это время. Пока не получилось выпустить новую книгу, потому что издательство не утвердило название, которое я предложила. Я высыпала целый ворох вариантов, и ни один не утвержден. А без названия книгу выпускать нельзя.

— Возникли разногласия? Какого рода?

— У нас немного разные взгляды на то, каким оно должно быть. Если вы помните, когда-то я написала диссертацию на тему «К проблеме слова на экране». И там была отдельная глава, посвященная именно проблеме названия. Так что я кое-что понимаю в этом, но, видимо, в издательстве понимают что-то другое. Там свои мысли на этот счет. И пока мы не нашли консенсуса, но ищем и, надеюсь, найдем. Может быть, к Новому году книга и выйдет.

— Она ведь у вас не единственная?

— У меня есть еще «Мои стишата», книжечка, которую я когда-то сама придумала, сама для себя выпустила и могу ее дарить. Это очень хорошо, когда сам издаешь книги.

Еще я выпустила книжечку моего талантливого внука Коли Мурашова-Сурикова со своими рисунками. Вообще-то рисовать я не умею, но фамилия Сурикова обязывает водить ручкой по бумаге. И когда я показала моим друзьям-издателям свои рисунки, они возрадовались: «Давайте-давайте». Мы назвали их «сюриками», то есть от Суриковой, но с привкусом сюрреализма.

Сюрики Аллы Суриковой.

Фото: Из личного архива

— То есть к вашим легендарным «асурикам» добавились еще и «сюрики».

— К сожалению, давно не делала конфеты на грани печенья, мои «асурики». Кому довелось их попробовать, были очень вдохновлены и довольны, потому что там такой хороший состав. Кроме орехов, цедры лимона, сухофруктов еще есть кое-какие тайные элементы, мои собственные.

Еще я готовлю свою фирменную печеную картошку. Очень ее люблю. Готовлю яйца всмятку, но постоянно перевариваю, потому что отвлекаюсь на компьютер.

— Не все ваши ровесники такие продвинутые и современные. Продолжаете учить молодых режиссеров?

— У меня есть студенты, и это отрада души моей, потому что общение с молодыми, талантливыми, озорными и азартными людьми очень вдохновляет и настраивает на творчество. Они хотят от тебя получить и советы, и предложения, а ты, соответственно, от них — заряд молодости, хулиганства, активности. И так мы перетекаем друг в друга.

— Трудно дается фестиваль? Его подготовка требует сегодня невероятных усилий.

— Я помогаю Александру Алексеевичу Голутве как могу в создании и проведении фестиваля «Кино и музыка». Это наш новый фестиваль, где музыка играет очень важную роль в принципе. Я написала стишок, посвященный композитору:

«Ты смотришь тупо на экран: какой кретин все это впарил?! Артист нелеп, и плох сценарий, и режиссер… а режиссер ты сам.

Cветильник разума угас, и мир готов перевернуться. И твой успех на этот раз не собирается вернуться…

И ты никчемный, непотребный — тупая боль тупейших ран, но вдруг вплывает звук волшебный в тобой истерзанный экран.

И оживают все герои, смятенья судьбы в миг дробя, все яркое и все живое. И ты не узнаешь себя!

О музыки великий звук, души экрана покоритель, ты режиссеру — главный друг, его надежда и спаситель.

От ноты «до» до ноты «си» я приношу тебе, спаси!»

С Леонидом Ярмольником.

Фото: Лилия Шарловская

Мы поговорили и с продюсером Александром Голутвой, несколько лет возглавлявшим студию «Ленфильм», руководившим кинематографом страны, зятем Аллы Ильиничны.

— В чем секрет нескончаемой энергии Аллы Ильиничны? Что бы ни происходило, смотришь на нее, и хочется жить?

— Она так и живет. С ощущением, что самое главное — это делать добро, все время улыбаться. Алла Ильинична все время об этом говорит, и это принцип ее жизни.

— Юбилейный вечер в Туле станет повторением того прощального, что состоялся накануне сноса Дома кино?

— Частично, но будет много новых участников, приедут Елизавета Боярская, Сергей Никоненко. Алла Ильинична готовит каскадерский номер с Сергеем Воробьевым, будет петь и танцевать с Игорем Христенко на сцене и с Андреем Мироновым на экране под «Синема, синема!» из «Человека с бульвара Капуцинов». Программа очень активная.

— Поразительно! Алле Суриковой это самой необходимо или она другим хочет устроить праздник?

— Такой она человек. Алла Ильинична очень большое значение придает этому событию. Она и вечер готовит, и продолжение книги мемуаров сделала, многое дописала про те годы, которые не вошли в первое издание. Готовится еще и в Москве устроить празднество.

— В то время как ее коллеги бегут подальше из Москвы, чтобы избежать юбилейной суеты, Алла Ильинична каждый раз делает нечто жизнеутверждающее.

— Характер такой. Такая ментальность и такое ощущение жизни. Она это культивирует сознательно и настойчиво пытается внедрять.

— Считает себя комедиографом? Ее учитель Георгий Данелия не очень любил, когда его так называли.

— Ее не смущает это слово, хотя Алла Ильинична и говорит, что она относительный комедиограф, потому что предпочитает мягкие тона, придумывает для себя разнообразные жанры. Допустим, романтическую комедию. Она работает где-то между комедией и мелодрамой.

— В начале своей карьеры Алла Сурикова была одной из немногих женщин-режиссеров. А сейчас в киноотрасли работает целый женский полк. Чем она отличается от девочек, приходящих в режиссуру сегодня?

— Эти девочки настойчивые и упрямые, я бы даже сказал, упертые. Такие были всегда, просто считалось, что не женское это дело. После того как все раскрепостились, девушки пошли потоком туда, где раньше было пусть и неофициально, но кем-то завещано, что не нужно им заниматься режиссурой. А когда-то в нее шли только самые-самые преданные кино люди, законченные фанатки.

С Максимом Дунаевским в Туле.

Фото: Светлана Хохрякова

— Их можно было по пальцам перечесть.

— Да, и не только комедиографов, а вообще режиссеров. Для них ничего другого не существовало, кроме того, чтобы снимать кино. Сейчас далеко не все такие. Часть из тех, кто сегодня приходит в режиссуру, идут именно в профессию. Это, может быть, не смысл жизни, а способ жизни. С этой точки зрения они разные. Но в целом разнообразие приход женщин в режиссуру привнес. С ними стало интереснее. Просто время не совсем простое и благоприятное для развития всестороннего творчества. Много ограничений, не только цензурных или политических, но и других, не позволяющих полностью раскрыться не только женщинам в режиссуре, но и мужчинам тоже.

— Миф или реальность, что первым женщинам-режиссерам приходилось доказывать, что они тоже на что-то способны, и раздвигать мужской мир локтями?

— В какой-то степени этот процесс даже немного стимулировался. Если вспомнить стародавние времена, когда только начиналось российское кино, все время эту тему обсуждали, говорили о необходимости привлечения в вузы девушек по этим специальностям. Это всегда было. И когда решали вопросы финансовой поддержки, то не то что были преимущества у девушек, но все-таки учитывался подобный подход. Хотя главное не это, а общий процесс эмансипации.

— А какая теща Алла Ильинична? Не обижает вас?

— Грех жаловаться. Хорошая. Ко мне она замечательно относится.

— Она же вас подтолкнула заняться фестивалем «Кино и музыка»?

— Конечно, она. Пришло время, когда ей понадобилась помощь, и я приобщился к этому интересному занятию.

Источник Читайте также... Раскрыты детали прощания с народным артистом Юрием Николаевым: дата и место 05.11.2025 Неожиданно умер от наркотиков 73-летний певец 05.11.2025 Николай Валуев отметил серебряную свадьбу: редкое семейное фото 05.11.2025 Юлия Хлынина осваивает режиссеру, Нелли Уварова по-новому трактует хорошо знакомую героиню 05.11.2025 Платье с корсетом и утонченная прическа: Волочкова снялась в образе невесты 05.11.2025 Малышка Тимати, трёхмесячная принцесса Галич ‑ 7 звёзд на милейших фото с детьми 05.11.2025 Загрузить еще... Tags: КультураСвежий МК  

FiNE NEWS FiNE NEWS

23:05
18
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025