Американский папа Римский: с чем пришел Лев XIV
Вечером 8 мая из Сикстинской капеллы в Ватикане пошел белый дым — это означает, что голосование по избранию нового главы католической Церкви завершено. На сей раз понтификом избран 69-летний американский кардинал Роберт Фрэнсис Прево, который теперь останется в истории как папа Римский Лев XIV. Таким образом, представитель США впервые взошел на папский престол. Почему именно он был избран и как отразится его приход на политике стран Запада? На вопросы «Парламентской газеты» ответил глава комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета РФ Андрей Климов.
- Андрей Аркадьевич, что известно о новом понтифике, которого уже многие называют «американским папой» и почему именно он, на Ваш взгляд, был в итоге избран конклавом (закрытое собрание 133 кардиналов-выборщиков из 70 стран в Сикстинской капелле, которые избирают папу Римского, для чего кандидату необходимо набрать не менее 89 голосов, и пока этого не происходит, никто не покидает стены капеллы, — прим. Ред.)?
- Он действительно является гражданином США, родился в Америке, но карьеру католического священника делал в Перу. При усопшем папе Франциске он занимался кадрами католической церкви. Поэтому можно предположить, что многие кардиналы, особенно из вновь назначенных, обязаны ему своими постами. Видимо, это в итоге и повлияло на то, что избрали именно его, и что избрали относительно быстро (на второй день голосований - прим. Ред.). Кроме того, координируя кадровую политику, он был близок к бывшему папе, что тоже стоит учитывать.
Что касается его американского гражданства, то из-за этого, естественно, в США на него определенные надежды возлагают. Стоит отметить, что Прево — выходец из семьи с итальянскими и испанскими корнями. А Италия и Испания — наиболее христианизированные государства Европы, которые сегодня наименее развращены неолиберальной идеологией.
Андрей Климов. © Игорь Самохвалов/ПГ
- Упомянутые Вами американские надежды связаны ли с возможным усилением поддержки на Западе вообще и в Европе в частности того политического курса, который взял Трамп и который рушит неолиберальные установки?
- Думаю, в Вашингтоне воспользуются ситуацией для усиления позиций команды Трампа. Для консервативных кругов западного мира назначение нового папы — это шанс усилить свои позиции. Но как это будет на практике, пока говорить рано.
Сейчас католический мир, а это, к слову, почти 1,5 миллиарда человек в разных странах, большинство которых живут в Западном полушарии, стоит перед ценностным выбором — либо следовать тому, что написано в Священном Писании, что, собственно, и является задачей Церкви, либо максимально приближать себя к запросам публики. И что здесь при папе Льве XIV перевесит в итоге, сказать пока трудно. Замечу, что сейчас уже в медиа-пространстве гуляет много мнений и даже утверждений, чем конкретно обернется приход нового понтифика. Увы, в большинстве случаев эти люди не имеют отношения ни к католическому миру, ни к большой политике. Поэтому рекомендовал бы пока не торопиться с выводами.
© Владимир Астапкович/РИА Новости
- Владимир Путин одним из первых направил приветственную телеграмму новому папе Римскому. Отношения России и Ватикана останутся прежними?
- Надо понимать, что Ватикан — это не просто центр католического мира, но еще и государство, пусть маленькое, но с очень мощной финансовой системой и возможностью воздействовать на души людей по всему земному шару. У нас с Ватиканом есть дипломатически е отношения, которые носят достаточно серьезный характер, учитывая возможности Ватикана влиять на умы и сердца жителей стран не только в Европе и Америке, но и, скажем, в Азии. И то, что написано в телеграмме Президента России в адрес нового понтифика, дает возможность продолжать двусторонние отношения в конструктивном ключе.
Уместно вспомнить, что еще в 2000-х годах один из на тот момент наиболее влиятельных кардиналов Ватикана в личном разговоре со мной прямо заявил: главный оплот христианства в мире — это Россия. Это случилось после того, как Евросоюз отверг упоминание о христианских корнях Европы в своих установочных документах.
- Победа Прево станет стимулом к тому, чтобы западные страны стали вновь ориентироваться в своей политике на традиционные, христианские ценности?
- Процесс этот инерционный — Запад более 30 лет настраивали на противоположные традиционным ценностные установки. Поэтому резкий разворот в Европе здесь не предвижу. Другое дело, что приход нового понтифика дает шанс католическому миру все-таки представлять из себя то, что напрямую связано с христианством, с тем, что написано в Библии, что указывается в христианском Символе веры — потому как все, что предлагают неолибералы, очень далеко от этого. Знаю, что в прохристианских кругах в США назначение нового папы Римского восприняли очень позитивно.
Папа Франциск пытался работать на достижение мира