Анна Яновская: «Театр — это пространство живого контакта»

Анна Яновская: «Театр — это пространство живого контакта»

Актриса и режиссёр Анна Яновская — выпускница ГИТИСа, ученица Марка Захарова, работавшая в «Ленкоме», «Сатириконе», Московском ТЮЗе,  в антрепризах и международных проектах. После многих лет в кино и режиссуре она возвращается на сцену — в новой постановке Романа Самгина  «Последний Пылкий влюблённый» по пьесе замечательного американского сценариста и драматурга, обладателя «Золотого Глобуса» и Пулитцеровской премии за лучшее произведение для театра - Нила Саймона. Мы поговорили с Анной о том, почему она снова вышла на сцену, чему её научили Высшие курсы сценаристов и режиссёров им Георгия Данелии и чем «пылкий влюблённый» отличаются от привычной антрепризы.

Анна, вы часто повторяете, что «театр всегда был со мной». Как складывалась ваша театральная биография до ухода в кино?

Я пришла в профессию очень рано, еще в школе, меня отобрали среди огромного количества девочек, и  я дебютировала  в профессиональном театре в роли вороны «Зинули»..  Она была не такая как все. Белая Ворона. Прекрасное было время . Старшеклассники приходили, ждали, цветы дарили. Я почуяла радость от пребывания на сцене.  Еще учась в институте я участвовала в спектакле Ленкома и в спектакле Леонида Трушкина.    После ГИТИСа нас,- меня, Агриппину Стеклову и Гену Назарова сразу пригласил Константин Аркадьевич Райкин в «Сатирикон»   «Кьоджинские  перепалки ».  К. Гальдони  Потом в Московском ТЮЗе  был  «Счастливый Принц»  с Камой Гинкасом,( я играла Принца… Потом, внезапно, Принц оказался в интересном положении… и получился еще один принц… Это мой сын, Борис Яновский… Родила практически в свободное от работы время и вернулась опять летать под куполом (мы там летали вместе с ласточкой) …Было замечательное время, когда меня утвердил невероятный Эймунтас Някрошус на роль Дуняши в «Вишневый Сад», который он ставил с русскими артистами, мы репетировали в Вильнюсе, в его театре «Мено Фортас», а выпускали здесь, в Москве.. Была радость полёта, после Камы Гинкаса, Эмис Някрошус, просто невероятные талантливейшие партнеры Женя Миронов, Людмила Васильевна Максакова, Володя Ильин, Инга Оболдина, Ваня Агапов , Игорь Гордин,  Алексей Васильевич Петренко -Фирса играл..  Юля Марченко Аню, Кукушкин Антон – Яшу, я – Дуняшу, очень хорошо это было..

При таком стаже что подтолкнуло уйти в кино и дальше — в режиссуру?

Это не было практичным решением «всё, ухожу из театра». Многие решения в своей жизни я принимала спонтанно. Просто потому что - так чувствовала … И случай…  Я помню длинный сериал, где я четыре месяца снималась в главной роли, по 14 часов была в кадре… Работа была очень напряжённой, но я вдруг ощутила странный вакуум: сценарии не всегда такие, о которых мечтаешь, режиссёры тоже не всегда те, с кем хочется идти далеко. И где-то на седьмом круге  подсознания возникла мысль: а что, если попробовать создавать свои миры самой?

И тут я встречаю Владимира Грамматикова. Когда-то я снималась у него студенткой, в главной роли в фильме «Осенние Соблазны», и он говорит: «Я креативный продюсер Disney, мы набираем студентов на Высшие режиссёрские курсы». Я за одну ночь написала все творческие работы, пришла на отбор, где сидели Грамматиков и Александр Бородянский, и меня взяли. Так началась моя режиссёрская история.

Чем для вас стали Высшие Курсы Сценаристов и Режиссёров ?

Это было возвращение в прекрасное  студенчество, когда ты имеешь право на ошибку, когда все вместе, снимают , обсуждают, спорят , решают…  Там учились люди самых разных профессий: от врачей скорой помощи до продюсеров крупных телеканалов. Атмосфера обмена опытом, поиска, проб и ошибок — невероятная. Для меня это был мощный разворот сознания: мир сильно расширился. Я начала снимать игровые и документальные фильмы, сериалы, много снимала и ездила с фильмами   по всей России, в Краснодарском крае, в Якутии, на Алтае, на Байкале, на Сахалине, на Чукотке,  снимала проекты в Италии, конечно, в Москве, на Мосфильме, на студии Горького.

Как режиссёрский опыт изменил ваше существование на сцене?

Может быть  добавил объёма. Понимания жизни , людей, ситуаций. Когда ты снимаешь кино, наблюдаешь за людьми путешествуешь по огромной стране.. Понимаешь как важно пространство, где происходит действие… Общий план. Это еще я у Някрошуса научилась. Он всегда при разборе сцены учитывал пространство.. Когда это происходит, какое время года? Где? В лесу ? Услышь как пробегает мимо суслик. Он брал в объект сценического существования природу ! Огонь, Вода, Снег – как художественный образ всегда были в его спектаклях …   Есть еще есть другое путешествие в душу героя, ты их  слушаешь  и слышишь , у тебя меняется оптика, сознание расширяется…  Ты уже выходишь на сцену с другим пониманием жизни, обстоятельств, характера. Появляется возможность брать более высокие эмоциональные «высоты», чем если бы ты всё время существовал только как актёр, в привычном театральном режиме. Хорошо что смогла расширить рамки  своего восприятия текста , материала  да и всей  жизни — это очень ощущается в профессии

Давайте к сегодняшнему дню. Как появился спектакль «Последний Пылкий Влюблённый»?

Всё началось с продюсера Дмитрия Гольдберга. Он предлагал сделать мой творческий вечер, в большом зале, продавать билеты… Я часто провожу мастер-классы, творческие вечера на кинофестивалях, во ВГИКе, на высших курсах, в КИТе в Питере, мне это интересно с профессиональной точки зрения , поделится опытом, знаниями со студентами профильных вузов, даже с коллегами..  Но со зрителями хочется общаться посредством талантливых   пьес   Я сказала: «Было бы здорово, если бы это был спектакль» и за что я бесконечно благодарна Диме, то что он загорелся. Сказал: «Давай попробуем». Роман Самгин  предложил пьесу Нила Саймона «Последний Пылкий Влюблённый».

У этой пьесы есть прекрасная театральная биография: когда-то её ставил Георгий Товстоногов, там играли Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик.  Сейчас мы делаем новую версию, и это очень трогательно — ощущать связь с такой традицией. В спектакле три новеллы, много юмора, но это тот самый «смех сквозь слёзы», когда зрители смеются и вдруг обнаруживают у себя мокрые глаза.

Роман Самгин — ваш однокурсник по ГИТИСу. Каково работать вместе спустя годы?

Для меня это огромная радость. Рома — один из лучших режиссёров, с которым мне довелось работать . Его часто воспринимают как мастера комедий и антреприз, но он очень тонкий, глубокий режиссёр. Он ставил замечательные спектакли по Макдонаху, серьёзные, драматические истории, где юмор только подчеркивает боль. Он педагог, профессор ГИТИСа, его обожают актеры и студенты !  В репетиционном процессе это чувствуется: он умеет выстроить роль, чувствует комедийные ситуации, умеет их проецировать в театральное пространство ,  но при этом даёт актёру свободу.

 Какой зритель, на ваш взгляд, придёт на  спектакль  «Последний Пылкий Влюблённый»?

Мне кажется, это спектакль для тех, кто любит умную комедию. За шутками всегда стоит живой человеческий опыт, одиночество, попытка ещё раз что-то в жизни изменить. Судя по первым показам, зрители узнают в героях себя, смеются и в какой-то момент затихают и вот этот звук тишины , какая то невероятная мощная энергия, которая нас связывает … Это я обожаю в театре..  Для меня важно, что люди выходят из зала с ощущением не только развлечения, но и внутреннего разговора.

 Где зрителям искать билеты и планируете ли вы общение с нашей аудиторией?

Билеты, как обычно, в интернете  «Яндекс.Афиша», Интикетс, Ticketland. Это продюсеры лучше меня знают. Есть, кстати, промокод на скидку PRODUSER  на сайте Интикетс, но он скоро закончится так как праздники , билеты итак раскупают.

И всё-таки: сегодня для вас театр — это что?

Это пространство живого контакта.  Как говорит в моем фильме, «Интересная Жизнь», замечательный якутский режиссер Сергей Потапов- «Кино- это разомкнутое пространство, а театр замкнутое пространство».   Как бы ни развивалось кино, большие кинозалы заполнить  сейчас  сложно.. А в театр люди ходят. Я, кстати недавно была в Большом, огромнейший зал, весь заполнен зрителями ! Я один раз играла спектакль на пять тысяч человек – это невероятное счастье – чувствовать дыхание и энергию огромного зала.  Сцена остаётся местом, где человек прямо здесь и сейчас встречается с другим человеком. Для меня театр всегда был рядом, просто в разные периоды жизни он проявлялся по-разному. Сейчас мне особенно дорого, что я могу соединять актёрский,  режиссёрский и жизненный опыт и привнести это  в своё сценическое существование.   И поскольку, история в нашем спектакле начинается именно в эти новогодние дни, что полностью совпадает со временем нашей премьеры -8 января, я пользуясь документальностью и сиюминутностью момента,  хочу поздравить всех ваших читателей и издателей с наступающим, Новым 2026 годом! И пожелать простого человеческого тепла, доброты, великодушия, мира, радости, всего того чего  нам так не хватает в этой короткой и хрупкой жизни!

 

 

Ревизор,ру Ревизор,ру

00:05
32
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025