Аннуляции детских групп в Анапу составили 70-80%
Туроператоры, специализирующиеся на детском отдыхе, попросили поддержки государства из-за ЧП в Анапе. Сначала от путевок в лагеря начали отказываться предприятия и группы, а в январе остановились и розничные продажи. Об этом на выездном рабочем совещании «Перспективы летнего туристического сезона 2025 года» сообщила руководитель комитета РСТ по детскому отдыху, директор компании «Диал-тур» Татьяна Иванова. Сейчас ситуация начала исправляться, однако у туроператоров осталось совсем немного времени, чтобы решить — проплачивать ли железнодорожные билеты. При этом аннулировать квоты мест в лагерях без штрафов компании уже не могут.
К началу декабря в лагерях Анапы для детских групп и предприятий, которые обеспечивают своих сотрудников путевками, было забронировано 70-80% мест.
Еще в октябре-ноябре туроператоры взяли квоты и проплатили примерно 30-40%.
«К сожалению, после известных событий (разлива мазута в Черном море — прим. ред.) начались отказы. Число аннуляций составило 70-80%, а у кого-то и 90%, — пояснила Татьяна Иванова. — В январе, когда в СМИ прошла негативная информация об Анапе, остановились и розничные продажи».
При этом лагеря не возвращают туроператорам предоплату, а некоторые — даже просят внести еще до 80% средств до 15 марта, отметила эксперт.
Она уточнила, что данные получены по результатам опроса среди компаний, которые занимаются детским отдыхом — в нем приняли участие туроператоры из различных регионов: Свердловской, Архангельской, Московской областей, Санкт-Петербурга и других. «Там мало солнца, поэтому вывозить детей в лагеря на юг — это необходимость», — подчеркнула Татьяна Иванова.
С железнодорожной перевозкой ситуация также сложная: осенью туроператоры сообщают о своей потребности в вагонах для перевозки детей, в феврале происходит корректировка, а в марте — час Х: позже отказаться от мест можно лишь с потерей средств. «Например, мы взяли 50 билетов, реализовали 30, но заплатили все равно за 50», — пояснила Татьяна Иванова.
Таким образом, по ее словам, у туроператоров сейчас двойные финансовые риски — и в отношениях с лагерями, и с перевозчиками. Некоторые компании уже взяли средства из оборота, а также кредиты. В связи с этим комитет РСТ просит включить в меры господдержки и туроператоров, которые специализируются на детском отдыхе.
Также Татьяна Иванова подчеркнула: для того чтобы сезон все же состоялся, очень важен информационный фон. Сейчас он меняется и некоторые предприятия, в том числе и государственные, могут вернуть свои заказы.
«Мы видим ряд крупных госкомпаний, которые отменили свои отказы, поставили на паузу и говорят, что, видимо, готовы приехать. Это очень важный момент», — рассказал председатель Ассоциации детских лагерей и здравниц Краснодарского края Артем Гаврилов. Также он коснулся важности федеральных программ, таких, как, например, «Дети Арктики», по которым юные жители северных регионов отдыхали в Анапе. «Мы понимаем, что не можем заставить приехать к нам, но, как минимум, подождать официального решения Роспотребнадзора имело бы смысл», — подчеркнул он.
Сами детские лагеря Анапы сообщают, что к приему групп готовы. Например, в детском санаторно-оздоровительном комплексе «Жемчужина России» уже сейчас отдыхают 3 тыс. детей из Краснодарского края — это первая смена. В мае ожидается 4 тыс., летом — более 5 тыс. детей единовременно. Как рассказала замдиректора по продажам и маркетингу Елена Москвина, 50% из них едут на отдых с лечением. По ее словам, море — не главный магнит. В прошлом году в «Жемчужине России» открыли бассейн на 1000 кв. м, кроме того, в каждом из четырех корпусов есть концертные площадки, игровые студии, центр творческих инициатив с более чем 10 мастер-классами, на всех территориях — тренажеры и многофункциональные баскетбольные и волейбольные площадки.
Бронирования, по словам Елены Москвиной, есть вплоть до августа, в этом месяце ожидается рост количества заявок, так как, например, родители активизируются обычно в марте. При этом она подчеркнула, что помощь властей в загрузке детских лагерей тоже необходима, особенно небольшим объектам.
На совещании врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Михаил Зарицкий пообещал, что она будет оказана: в лагеря поедут дети Кубани. Вопрос же о включении в список на господдержку туроператоров по детскому отдыху пока остается открытым. В то же время, в рамках совещания в Анапе директор департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности министерства экономического развития РФ Георгий Груша пообещал, что это предложение будет рассмотрено.
По мнению тех, кто занимается очисткой пляжей в Анапе, работа может быть завершена в течение ближайших 2-2,5 месяцев. Таким образом, пляжи могут быть по подготовлены к приему отдыхающих в июне. Об этом сообщил журналистам президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский по итогам совещания «Перспективы летнего туристического сезона», которое организовал РСТ.
При этом эксперт подчеркнул: то, каким будет сезон, зависит от позиции Роспотребнадзора. Напомним, что ранее служба анонсировала выводы по итогам проб морской воды и песка с пляжей 1 марта, однако заявление так и не прозвучало. Как пояснил президент РСТ, специалисты хотят дождаться окончания холодов, чтобы результаты были более актуальными.
«Понятно, что сейчас пока говорить, что всё, проблемы нет, нельзя. Мы понимаем, что всё будет зависеть от позиции Роспотребнадзора, который после окончания морозов в Анапе возобновит забор материалов для тестирования. Ждем, что по результатам этих исследований ведомство выскажет какую-то позицию», — сказал он.
Илья Уманский Добавил: та работа, которую проводит администрация и различные службы в Анапе, вселяет определенный оптимизм. «Мы понимаем, что сейчас пляжи точно не выглядят так, какими они были в начале года», — добавил он.
Он предупредил, что сезон-2025 года наверняка будет отличаться от предыдущих, и отрасли нужно быть к этому готовой.
«Все ожидают, что по мере приближения лета число позитивных новостей об Анапе будет расти. Люди будут размещать какие-то фотографии с пляжей, произойдет перелом восприятия туристами ситуации на курорте. И к этому моменту можно ждать резкого роста коротких бронирований, к которым просто надо быть готовыми. Поэтому все отели воспользовались нынешней паузой, чтобы провести какие-то ремонты, строительные работы и подготовку к туристическому сезону. Плюс отели занимаются модернизацией инфраструктуры, чтобы в случае чего предоставить туристам максимально возможный спектр сервисов и возможностей для досуга», — пояснил эксперт.
Напомним, что на сегодняшний день отели Анапы оценивают падение спроса на 60-70% от прошлогодних показателей. Тем не менее, в последние пару недель, по словам президента РСТ, динамика продаж начала улучшаться, и помогает этому процессу именно позитивная информация об уборке пляжей, которая появляется в прессе.
«Ситуацию с Анапой надо рассматривать не в статике, а в динамике. В настоящий момент мы имеем фактические показатели довольно невеселые: отстаем от прошлого года в динамике бронирований примерно на 60-70%. Но последние недели видим, что ситуация начинает меняться, появились позитивные тренды. В частности, на прошлой неделе к позапрошлой зафиксировали почти двукратное увеличение объема бронирования на июль-август и порядка 20% на май-июль», — заключил он.