Анютины грядки: блогеры зовут жить и работать в деревне

Анютины грядки: блогеры зовут жить и работать в деревне

Блогеры, особенно молодые, весьма способствуют популяризации образа деревни и занятий сельским хозяйством. Это заметили уже и в Минсельхозе, и в Совете Федерации. Сенаторы готовы всячески помогать дальнейшему продвижению агроблогеров и поддерживать их. Главное, чтобы дело не ограничивалось одним только производством контента в ущерб, собственно, сельской жизни, где рабочие руки и светлые головы ох как нужны. «Парламентская газета» узнала, кто и как продвигает российскую деревню.

Не смотрят ТВ — пойдем в интернет

Три четверти россиян живут в городах, за три последних десятилетия из сельской местности в поисках лучшей жизни уехали 2,3 миллиона человек. По статистике, российская деревня ежегодно теряет до 200 тысяч человек. Такие данные продюсер и ведущая канала «Культиватор» Евгения Асоян привела на тематической секции Форума тружеников села 6 июня.

Есть и хорошие новости: в последние годы получил мощный стимул так называемый агроблогинг: каналы и паблики, рассказывающие о деревенской жизни, о том, как вести сельское хозяйство, выращивать что-то или кого-то. «Когда мы приходили в СМИ, то, как правило, получали ответ, что такое не смотрят и не читают, — рассказала Асоян. — Но по соцсетям мы увидели, как высок запрос на такой контент, если его правильно подать. Современное село — совершенно не такое, каким его представляют. Теперь в хозяйстве достаточно иметь одну доярку, одного экономиста и одного инженера».

Слова Асоян подтвердила сооснователь Ассоциации блогеров и агентств Татьяна Иванова: эксперты зафиксировали, что самые доверенные тематики у читателей и зрителей блогов — хобби, их предпочитают 44 процента интернет-пользователей, и юмор — 40 процентов.

«Фиксируем усталость от глянца: людей тянет к аутентичности и реалистичному контенту, — сказала Иванова. — Объективно и смещение фокуса: растет интерес к нишевым и локальным авторам. Сельская романтика формируется как новый идеал. Даже Дэвид Бекхэм теперь показывает, как поливает свой сад и выращивает кур. Зрители в восторге».

© Игорь Самохвалов/ПГ Не тренд, но инструмент

«Нетипичный фермер», «Анютины грядки», «Катя и дача», «Мои цветочки», «Рыжий фермер» — в Сети огромная россыпь каналов, на которые подписаны десятки, сотни тысяч и даже миллионы пользователей. На это уже обратили внимание в Минсельхозе, где всячески приветствуют тенденцию. В Совфеде решили пойти дальше и объединить агроблогеров на одной площадке.

Хотя АПК сегодня лидирует в росте производительности труда, сохранение и увеличение численности работников на селе остается важнейшей задачей. И в ее решении роль агроблогеров очевидна — они формируют привлекательный образ профессии аграрного специалиста, отметила член Комитета Совфеда по социальной политике Анастасия Жукова: «В условиях эпохи цифровой трансформации агроблогерство стало не только модным трендом, но и мощным инструментом популяризации жизни и работы в сельской местности, особенно среди молодежи, — сказала сенатор. — Агроблогеры способствуют внедрению новых практик, осуществляют связь между фермерами, наукой и бизнесом, мотивируют и поддерживают желающих начать работу в сельской местности, помогают находить рынки сбыта».

Есть и первые практические результаты: сами блогеры сообщили, что горожане поехали к ним. Кто-то просто пообщаться, своими глазами увидеть, как доят корову, а кто-то всерьез подумывает перебраться в деревню. По словам Евгении Асоян, пригородные сельские территории более популярны, чем периферийные. Но и это не беда. «Людям надо подсказывать, с чего начать и как действовать, — мы этим и занимаемся», — заверила агроблогер.

Не цифры, а эмоции

Социальные сети сегодня — не дополнение, а основной способ коммуникации с потенциальными потребителями сельскохозяйственной продукции, уверен зампред Студенческого парламентского клуба Российского государственного аграрного университета имени Тимирязева Михаил Косяков. Поэтому медиаспециалисты могут и должны трудиться бок о бок с другими тружениками села, уверен он. «Готовить их нужно в вузах с уклоном в сельское хозяйство и соответствующую специфику, — сказал студент. — Мы как молодые парламентарии с такими инициативами выступаем. И по мере возможностей подсказываем начинающим авторам, что в блоге главное не отчет, а история, не цифры, а эмоция».

Правдивость последнего тезиса подтвердил глава крестьянско-фермерского хозяйства из Подмосковья Артур Мовсисян: «В своем блоге я не продаю, а рекомендую то, что люблю сам. Так формируется эмоциональная привязанность: люди хотят приобрести что-то у конкретного человека».

Минобрнауки инициативы молодых поддерживает, у них сегодня много возможностей для развития, заверил глава департамента этого ведомства Вугар Багиров. Именно из таких заинтересованных ребят, по его словам, и вырастают большие и заинтересованные специалисты.

Член Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Пушкарев обратил внимание на потенциальное влияние агроблогерского движения на экспортный потенциал России, рост числа рабочих мест в регионах и повышение общего уровня благосостояния жителей деревень и малых городов.

«На практике агроблогеры уже являются проводниками новых технологий в АПК, что ускоряет модернизацию сферы в целом, — сказал он. — Благодаря социальным сетям, каналам обратной связи мы имеем возможность оперативно реагировать и вносить коррективы в аграрную политику для повышения ее эффективности. Безусловно, государству необходимо использовать возможности блогинга».

 

Парламентская газета Парламентская газета

06:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025