Атом, космос, оборона: на что добавят денег
По прогнозам кабмина, доходы федерального бюджета в 2025 году уменьшатся на 1,7 триллиона рублей, расходы, напротив, увеличатся почти на 830 миллиардов. Внесенные Правительством в Госдуму поправки корректируют параметры основного финансового документа страны на нынешнюю трехлетку. В частности, изменения предполагают увеличение финансирования электронной и радиоэлектронной промышленности (6,2 млн рублей), космической отрасли (25,1 млн рублей), атомного энергопромышленного комплекса (30,6 млн рублей), оборонно-промышленного комплекса (2,4 млн рублей) и инновационной экономики (2,8 млрд рублей). В то же время предусмотрено и сокращение финансирования федеральных проектов: «Производство самолетов и вертолетов» (12,8 млрд рублей), «Производство судов и судового оборудования» (8,5 млрд рублей), «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и их комплектующих» (153,8 млн рублей). «Парламентская газета» выясняла подробности.
С поправкой на нефть и газСогласно документу, доходы страны в 2025 году могут снизиться с ранее утвержденных 40,2 триллиона рублей до 38,5. В том числе коррекция произойдет из-за уменьшения нефтегазовых доходов на 2,6 триллиона рублей — до 8,3 триллиона (3,7% к ВВП). Это обусловлено изменением в 2025 году прогноза цен на нефть и газ, а также курса доллара США по отношению к рублю. Также свое влияние оказало изменение структуры объемов добычи и экспорта углеводородного сырья относительно прогноза, положенного в основу при формировании закона о федеральном бюджете 2025-2027.
Законопроект также предусматривает снижение прогноза поступлений от утильсбора с 2,011 до 1,5 триллиона рублей, что на 448,3 миллиарда рублей меньше запланированного, отметил в беседе с «Парламентской газетой» глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Связано это, по его словам, со снижением прогнозируемых объемов ввоза транспортных средств на фоне действия повышенных ставок сбора и ряда других платежей.
«Объясняется это вступлением в силу закона об утильсборе, который был сильно индексирован, и под это китайские дилеры ранее завезли очень много автомобилей, — пояснил глава комитета. — Поэтому нынешние продажи идут из старых запасов, и временно мы недополучаем в бюджет деньги. Аналогично снизилась потребность у сельхозпроизводителей в части и возможности по приобретению зарубежной сельхозтехники, которая также наполняет бюджет утильсборами. Здесь наблюдается снижение более чем на 30 процентов, по отечественным — чуть более 10 процентов».
Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2025 году увеличится до 3,7 триллиона рублей (1,7% к ВВП). Нейтрализовать влияние негативного фактора на сбалансированность федерального бюджета Правительство планирует бюджетным правилом. Кроме того, смягчить обозначившийся дефицит и устранить возможные негативные последствия поможет Фонд национального благосостояния, пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
Плюс помогут подросшие ненефтегазовые доходы до 30,2 триллиона рублей (13,6% к ВВП). В 2025 году их ожидается на 829,1 миллиарда рублей больше прежних прогнозов. Рост ожидается преимущественно за счет внутренних акцизов, налога на доходы физлиц, доходов от размещения остатков средств на счетах федерального бюджета. Также помогут нарастить бюджет некоторые государственные пошлины и административные штрафы.
© Алексей Васильев/ПГ
Соответственно, и расходы бюджета в следующем году увеличатся почти на 830 миллиардов рублей. В том числе предусмотрено дополнительное финансирование аграрного сектора, а также субсидирования процентных ставок по ранее взятым обязательствам, обратил внимание Анатолий Артамонов.
«И некоторые другие расходы увеличиваются, те, которые касаются реального сектора экономики, — добавил сенатор. — В целом, на мой взгляд, этот проект закона направлен на еще большую стабилизацию бюджетного процесса и обеспечение всех расходных обязательств, которые у нас были предусмотрены».
ПромышленностьВ своем заключении на законопроект Комитет Госдумы по промышленности и торговле отмечает, что документ предполагает снижение финансирования госпрограмм по линии Минпромторга на 111,7 миллиарда рублей. Виной тому все то же недопоступление утилизационного сбора на 448,3 миллиарда рублей. В том числе на 66,9 миллиарда рублей планируется секвестировать госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» из средств, выделенных Минпромторгу на ее реализацию.
В рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» предусмотрено снижение объема бюджетных трат на 30,4 миллиарда рублей. В том числе по федеральным проектам «Содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданских отраслях промышленности» (9,8 млрд рублей), «Производство самолетов и вертолетов» (12,8 млрд рублей), «Производство судов и судового оборудования» (8,5 млрд рублей), «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и их комплектующих» (153,8 млн рублей).
Также сокращение финансирования на 9,6 миллиарда рублей коснется федерального проекта «Производство самолетов и вертолетов» в госпрограмме «Развитие авиационной промышленности» и на 4,1 миллиарда рублей федпроекта «Производство судов и судового оборудования» в госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».
© Игорь Самохвалов/ПГ
Комитет отмечает, что предусмотренное проектом федерального закона сокращение бюджетного финансирования может повлечь за собой риск переноса сроков достижения целевых показателей на более поздний период, заметил Владимир Гутенев.
«Вместе с тем хочу отметить, что Минфин проявил глубокое понимание ситуации и сумма дефицита — около 200 миллиардов рублей — была за счет других доходных статей снивелирована дефицитом по всем госпрограммам, которые проходят по нашему комитету, до 111 миллиардов. Мы сохраняем оптимизм и поэтому не пересматриваем параметры на 2026 и 2027 годы», — подчеркнул глава комитета.
Оптимизм, по его словам, основан на том, что по мере исчерпания автодилерами сформированного товарного запаса поступления от утильсбора в бюджет пойдут более динамично.
«В целом же считаю, что работа над бюджетом в первую очередь Минфином и думским комитетом по бюджету была проведена очень качественно, эффективно, и должен отметить, что те риски, которые, конечно, всегда присутствуют, в значительной степени минимизированы», — заверил Гутенев.
ЗдравоохранениеВ целом расходы на здравоохранение увеличатся: на реализацию национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» прибавка составит 10,4 миллиона рублей, нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» — еще плюс 12,6 миллиона рублей, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов.
При этом более чем на 26 миллиардов рублей повысятся расходы по госпрограмме «Развитие здравоохранения», включая субсидии бюджету Магаданской области (1,280 млрд рублей), а также Мурманской области по капитальному ремонту медицинских организаций (301,8 млн рублей) в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры здравоохранения».
Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» будет предоставлен грант на 16,2 миллиарда рублей.
Также на 2,161 миллиарда рублей будут увеличены субвенции регионам на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
На 400 миллионов рублей планируется увеличить субсидии бюджетам субъектов для софинансирования расходных обязательств по проведению массового обследования новорожденных.
ОборонаПредусмотренное законопроектом увеличение финансирования оборонно-промышленного комплекса вполне прогнозируемо, считает председатель Комитета Государственной Думы по обороне Андрей Картаполов. На госпрограмму «Развитие оборонно-промышленного комплекса» выделят больше ранее запланированного — 10,425 миллиарда рублей.
«Все затраты идут на обеспечение армии. Необходимо продолжать закупки, помимо этого, мы увеличиваем состав Вооруженных сил, продолжаем решать важнейшую задачу в рамках СВО, здесь абсолютно все логично», — сказал он.
Согласно поправкам, пенсии лицам, уволенным с военной службы, денежное довольствие военнослужащих, заработная плата гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти планируют увеличить с 1 октября 2025 года на 7,6 процента вместо 4,5 процента предусмотренных ранее.
Сельское хозяйствоАграрный сектор также в результате правительственных поправок оказался в плюсе, подтвердил председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин. Минсельхозу России в соответствии с законопроектом увеличили финансирование на 42,1 миллиарда рублей. В том числе в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусмотрено повышение бюджетных расходов на 41,8 миллиарда рублей.
© Игорь Самохвалов/ПГ
При этом 18,3 миллиарда рублей направят на федеральный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» и 23,265 миллиарда рублей — на федпроект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса».
В то же время Владимир Кашин отмечает необходимость увеличить финансирование госпрограммы из-за специфики отрасли:
«Нужно иметь в виду, что мы находимся в абсолютно неравных условиях с промышленным производством, где цикл производства того или другого изделия в среднем заканчивается через 60 дней, а у нас получается 225 дней. Поэтому мы в большой зависимости от сезонности. Конечно, нас выручают кредиты, но они должны быть льготные. А с такой ключевой ставкой об этом и речи не идет».