Авиакомпания «Туркменистан» возобновляет рейсы в Россию, но улететь в Азию не получится
Авиакомпания «Туркменистан» с 1 мая 2025 года возобновляет пассажирские рейсы по маршрутам Ашхабад — Москва и Ашхабад — Казань, сообщил перевозчик сегодня, 23 апреля. Полеты были приостановлены 30 декабря прошлого года. Туркменистан — не самое популярное туристическое направление, но тарифы на стыковочные рейсы в Азию считали выгодными и самостоятельные туристы, и туроператоры. Какими цены будут сейчас, сказать сложно, — авиабилеты со стыковками не продаются. Перевозчик сократил количество рейсов и на данный момент состыковать их с вылетами в Азию невозможно.
Как пояснил Profi.Travel официальный представитель авиакомпании Никита Пивов, вылеты в Москву будут выполняться по понедельникам и пятницам, в Казань — по средам и воскресеньям. Пересадочных рейсов из России в Азию, которые пользовались спросом у российских туристов, пока нет: те вылеты, которые планируется возобновить с мая, по времени не стыкуются с рейсами в Куала-Лумпур, Хошимин, Бангкок. «Ранее авиакомпания, например, в Москву летала почти каждый день, кроме воскресенья», — пояснил Никита Пивов.
Купить отдельно билеты до Ашхабада и из него, например, в Куала-Лумпур, — тоже не получится. Технически приобрести их можно, но багаж зарегистрируют лишь до Ашхабада, а лента выдачи находится уже после паспортного контроля. Соответственно, чтобы получить багаж, потребуется виза.
Ранее эксперты отмечали, что в прошлом году авиакомпания запустила рейсы в столицу Малайзии, и авиабилеты из России можно было найти всего за 30 тыс. руб.
Возможность стыковок появится, отметил Никита Пивов, но позже, когда число вылетов в Россию увеличится.
Блоки мест на рейсах авиакомпании «Туркменистан» брал туроператор ITM group. «На наших направлениях перелеты в Куала-Лумпур, Хошимин и Бангкок со стыковкой в Ашхабаде были очень востребованы. Цены на авиабилеты всегда оставались конкурентными по сравнению с предложениями других перевозчиков. И это касалось не только Москвы, но и Казани с Санкт-Петербургом», — пояснили эксперты туроператора.
Однако о продолжении сотрудничества, отметили в компании, говорить ещё рано. Пока нет стыковочных рейсов, неизвестна ценовая политика авиакомпании, да и приостановка полетов принесла определенные сложности.
«Мы пересадили всех наших клиентов на альтернативные рейсы без доплат. До возвращения из тура с каждым из них мы были в полном контакте, все получали самую актуальную информацию, поэтому претензий и жалоб ни от кого не поступало — мы обеспечили авиаперевозку авиакомпаниями высокого уровня», — рассказали в ITM group.
Добавим, что Туркменистан вводит электронные визы для иностранных туристов. Получить такое разрешение на въезд будет проще. Например, не потребуется приглашение принимающей стороны. Теоретически получение такой визы позволит покупать и авиабилеты через Ашхабад в другие страны.
«На наш взгляд, введение электронных виз в Туркменистане — лишь один из важных шагов к увеличению туристического потока в страну. В настоящее время визовая процедура требует оформления приглашения, личного посещения консульства и длительного ожидания, что создает бюрократические и финансовые преграды для туристов, — пояснили в ITM group. — Мы не сомневаемся, что турбизнес заинтересуется включением Ашхабада в программы комбинированных туров. В том числе в качестве стоповера на пути в другие азиатские страны».
Однако, чтобы реализовать туристический потенциал, добавили эксперты, Туркменистану необходимо комплексное развитие туристической инфраструктуры, которое уступает соседним странам, и более серьезное смягчение административных барьеров.
Перевозчики фиксируют рост спроса на бизнес-класс — чаще его выбирают премиальные туристы, а также корпоративные клиенты (чаще всего — из нефтегазового сектора, банков и консалтинговых компаний), сообщает «Коммерсант». Показательно, что последние 10 лет доля сегмента снижалась. Она и сейчас составляет менее 3%, однако количество запросов растет. Авиакомпании даже меняют компоновку кресел на некоторых направлениях.
У «Аэрофлота» доля бизнес-класса в общем объеме продаж не изменилась по сравнению с показателями 2024 года и осталась на уровне 3%, но общее количество пассажиров увеличилось, в том числе и за счет расширения кресельного фонда: +2% на внутренних и +6% на международных направлениях. При этом загрузка на международных рейсах на 2–3% выше, чем на российских.
В S7 также зафиксировали рост спроса на бизнес-класс и прогнозируют продолжение этой тенденции в 2025 году. Особенно востребован он на международных линиях, где такие места чаще покупают туристы. В октябре 2024 года компания увеличила число бизнес-кресел в ряде самолетов за счет перекомпоновки салона.
В «Уральских авиалиниях» доля продаж бизнес-класса в первом квартале выросла на 0,1% — до 0,37%. «Многие организации не являются корпоративными клиентами, но билеты покупают именно в рабочих целях», — уточнили в компании. При этом стоимость таких билетов выросла на 17%. У «Аэрофлота» средняя цена поднялась на 1% по РФ и на 2,5% на международных рейсах.
OneTwoTrip сообщает, что доля бизнес-класса по России в 2024 году составила 1,3% (против 0,7% в 2023), за границу — 3,7% (было 2,9%). Средняя цена билета в одну сторону: в Москву — 48 тыс. руб., в Петербург — 42 тыс. (рост на 5%), в Сочи — 50 тыс. (без изменений). Перелет в Ереван стоил 68 тыс. (—10%), в Баку — 70 тыс., в Стамбул — 115 тыс. руб.
В сегменте организованного туризма спрос на перелеты бизнес-классом стабилен. Azur Air, например, первой среди российских чартерных перевозчиков ввела в парк лайнер в бизнес-компоновке — Lujo Black Jet на 72 кресла. Зимой он летает на Мальдивы, летом — в Бодрум, с загрузкой до 90%.
По данным Aviasales, бронирования бизнес-класса в 2024 году выросли на 29%. В топ-5 направлений — Китай (18%), Турция и ОАЭ (по 10%), Узбекистан (6%) и Таиланд (4%). Средний чек на перелет туда-обратно увеличился на 2,5%. В числе популярных транзитных направлений — Сингапур (7% бронирований), Гонконг (4,6%), Мальдивы (4%) и США (3,2%).
Согласно данным сервиса организации деловых поездок «Аэроклуб» (2 тыс. корпоративных клиентов), которые приводит «Коммерсант», в первом квартале 2025 года спрос на бизнес-класс вырос на 12% по сравнению с цифрами за аналогичный период 2024 года. Доля корпоративных перевозок достигла 4% против 3% годом ранее. Отмечен и сдвиг в сторону раннего бронирования: 40% билетов приобретены за 2 недели и более до вылета (в 2024 году — 35%, в 2019-м — 29%). Средняя цена билета составила 71 500 руб. в одну сторону — на 4% ниже уровня 2024 года, но на 29% выше допандемийного.
Как отметил Андрей Крамаренко, старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ, доля бизнес-класса на внутреннем рынке стабилизировалась после пандемии, тогда как на международных — сократилась. «В конце 2010-х годов продать 15% бизнес-класса можно было только на премиальных деловых, туристических или шопинг-направлениях: в Париж, Милан, Мюнхен или Ниццу», — отмечает он. Сейчас же интерес сместился во внутренний сегмент, на фоне ограничений во внешнеэкономических связях и переориентации премиального туризма на Россию. На зарубежных направлениях конкуренцию усиливают крупные международные перевозчики с сильным премиальным продуктом: Emirates, Qatar, Etihad, Turkish Airlines и Air Astana.
Однако, по словам экспертов рынка, рынок международных перевозок сейчас активно растет, соответственно, увеличивается и интерес к бизнес-классу. Как пояснил Profi.Travel вице-президент РСТ и председатель правления Ассоциации агентов воздушного транспорта Дмитрий Горин, и в деловом, и в классическом туризме есть тенденция к увеличению спроса на международные путешествия. В этом сегменте работает большое число авиакомпаний, обладающих полноценным бизнес-классом, с креслами, которые раскладываются в кровать. На дальних перелетах и при стыковочных рейсах такой продукт очень востребован — путешественникам приходится преодолевать расстояния за большее время, нежели раньше.
Эксперт напомнил, что в целом произошло восстановление спроса на путешествия. В сфере бизнес-тревел — благодаря новой деловой активности, росту международных контактов. На классический туризм позитивно повлиял окрепший рубль, увеличение объема перевозки и возможности построения различных маршрутов — как стыковочных, так и прямых.
Рост спроса, по его словам, продиктован и адаптацией пассажиров и туристов после долгих ограничений, которые длятся более 3 лет на международных воздушных линиях. Внутри России помогло увеличение деловой активности.
Кроме того, увеличивается и бюджет командировок. Эксперт привел такие цифры: если в 2023 году траты в сфере делового туризма составляли 850 млрд руб., то в 2024 году — свыше 1 трлн руб. «На этот год мы закладываем рост 17%, а авиабилеты являются важной составляющей стоимости командировки», — подчеркнул Дмитрий Горин.
В классическом туризме, по его словам, премиум-сегмент — самый стабильный. На протяжении последних пяти лет на него не влияли ни пандемия, ни ограничения международного сообщения. Он имеет тенденцию к росту и менее подвержен каким-либо рискам.