Автопортрет и личные вещи императора Николая I можно увидеть на выставке «Идеальный самодержец» в Историческом музее
В Государственном историческом музее проходит выставка «Николай I. Идеальный самодержец», посвященная 200-летию вступления императора на престол. Проект раскрывает многогранный образ монарха, чье правление стало золотым веком русской культуры и временем небывалых успехов в промышленности и экономике.
«Исторический музей, продолжая серию выставок, посвященную российским правителям, впервые за долгое время обращается к противоречивому образу Николая I и до конца не оцененному современниками и исследователями периоду его правления. На выставке можно будет познакомиться с уникальным документальным и изобразительным наследием великого князя Николая Павловича; предметами, связанными с его детством и юностью, женитьбой и служебной деятельностью до воцарения; редчайшими документами и нумизматическими памятниками, воссоздающими историю междуцарствия», – рассказал Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
Всего посетители смогут увидеть более 260 предметов из фондов Исторического музея, Музеев Московского Кремля, музеев-заповедников «Петергоф» и «Бородинское поле», а также Российской государственной библиотеки, Государственного архива РФ и других отечественных собраний. Они рассказывают о двойственности «николаевской эпохи», в которой консервативные черты сочетались с реформаторской политикой, оказавшей влияние на модернизацию России.
Среди наиболее знаковых экспонатов – личные вещи монарха, коллекция военной униформы, портреты венценосных особ и основных сподвижников Николая I. В том числе здесь можно познакомиться с изображениями главного начальника 3-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александра Бенкендорфа, министра народного просвещения Сергея Уварова и действительного тайного советника Михаила Сперанского, сыгравших ключевые роли в государственном управлении в тот период.
Особый интерес на выставке также представляет художественное наследие императора. Известно, что он любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и даже неплохо рисовал. Об этом рассказывают автопортрет монарха и картина его любимого художника-баталиста Адольфа Ладюрнера. Основой для этого произведения, запечатлевшего подход к Зимнему дворцу лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года, стал карандашный набросок, выполненный главным участником тех событий – самим Николаем I.
Часть экспозиции также посвящена появлению в России железных дорог, ставшими одним из символов николаевского правления. Император лично контролировал железнодорожное строительство в стране, понимая сколь важно развивать транспортное сообщение внутри огромной державы. Так, по его личному распоряжению была выбрана ширина колеи в 1524 миллиметра – больше европейской на 89 миллиметров, чтобы ей не мог воспользоваться неприятель. Через сто лет ширина «русской колеи» сильно затруднит снабжение немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве.
На выставке можно узнать и о большой и дружной семье Николая I, его супруге – прусской принцессе Шарлотте, в православии нареченной Александрой Федоровной – и их детях. Например, в состав экспозиции вошла ваза с портретом девятилетнего наследника Николая I, великого князя Александра Николаевича, а также детский мундир унтер-офицера лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший внуку императора – великому князю Алексею Александровичу.
Временная экспозиция будет открыта в Историческом музее до 22 июня 2026 года.