Автосалоны зарабатывали миллионы на дефиците. Сейчас просят льготные кредиты у государства. Как отреагировали россияне?
Почти сразу после начала СВО российский авторынок ощутил дефицит, в котором свою роль сыграли и ковидные ограничения предыдущих лет, из-за которых заводы простаивали месяцами.
Чтобы купить автомобиль в салоне, нужно было записываться в очереди и вносить аванс.
В пиковые периоды дефицита дилеры устанавливали «премиальные очереди». Чтобы получить право на покупку, приходилось платить до одного миллиона рублей только за бронирование, - пишет «Свободная пресса».
Дилеры при таких условиях за месяц зарабатывали больше, чем за предыдущий год, что и испортило участников рынка, создавая иллюзию вечного праздника. Автомобили покупались для того, чтобы сохранить деньги, а не в качестве средства передвижения.
Статистика говорит, что в 2023 году объем автокредитования стал рекордным, превысив 1,4 трлн рублей, - пишет издание.
Но «золотой дождь» оказался не вечным, и уже сегодня ситуация противоположная. Склады завалены автомобилями, потому что все купили все, что хотели, до октября 2024 года, чтобы успеть запрыгнуть в последний вагон перед резким повышением утильсбора.
Почему дефицит убил дилеров
В 2022-2023 годах бизнес держался на коротких кредитах. Сети закладывали собственные дилерские центры, чтобы получить как можно больше денег. На тот момент они рассуждали так: брать нужно больше — все равно все уйдет.
И оно действительно шло, пока не достигло конечной точки, когда предложение превысило спрос.
В результате дилеры остались с огромными кредитами и складами, забитыми автомобилями, которые должны были быть проданы еще год назад.
Ближе к концу прошлого года Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направила письма в правительство, в профильные министерства, в администрацию Владимира Путина с просьбой ввести дешевые государственные кредиты.
Они хотели гарантированную ставку 10% годовых, хотя ключевая ставка на тот момент приближалась к 17%.
Лейтмотив всех посланий заключался в следующем:
Если не поможете, то вместе с нами погибнут 150 тысяч рабочих мест.
Поддерживать производство, а не спекулянтов
Теперь топ-менеджеры взывают к помощи государства, требуя особых условий для их предприятий. Между тем, другие крупные производства кредитуются под 25-40%. Так почему же дилерам, в последние годы активно наживавшимся за счет навязывания допов, страховок и завышения цен, должны быть особые условия?
Нужна программа поддержки хотя бы для выживания, - сказал директор по развитию холдинга «Максимум» Александр Кустов.
Но, простите, поддержка для выживания нужна сейчас всем.
Кстати, именно кадры из автопрома меньше всего рискуют остаться без работы, в отличие, например, от сотрудников птицеферм или швейных заводов.
Так, по данным HeadHunter, спрос на автоэлектриков и автомехаников вырос на 40% за последние два года. Таких специалистов разберут быстро.
Автор статьи уверен, что государство должно перестать помогать дилерам. Во-первых, деньги, полученные от государства, в первую очередь пойдут на погашение старых кредитов и вывод капитала за границу.
Во-вторых, если продолжать помогать при каждой трудности, то отрасль так и будет требовать бюджетных денег «для выживания».
Наконец, дилеры — это не заводы, они не создают реального производства.
Государство должно поддерживать производство, а не перекупщиков, - считает экономист Михаил Хазин.
С ним трудно спорить. В сложный период сильные сервисные центры и дилеры, предлагающие конкурентоспособную услугу, выживут. Остальные закроются, как это произошло в 2015 году.
Автор: Светлана Северянина