Банки не хотят кредитовать агрофирмы Башкирии
Недавно брал интервью у директора одной продвинутой агрофирмы Туймазинского района, занимающейся животноводством и растениеводством.
Поразился, сколько «сюрпризов» им подбрасывает жизнь от природы до банков.
— В прошлом году из-за дождей потеряли пшеницы на 60 миллионов рублей, — спокойно излагает он. — Потом взлетели цены на дизтопливо в разгар уборки. Посчитали затраты и погрустнели. Техника у нас импортная, высокопроизводительная, детали доставать научились на интернет-площадках.
Если бы не она, было бы плохо. «Ростсельмашевские» и белорусские машины тоже есть, но только самые мощные, и посевные комплексы, и плуги с широким охватом, чтобы реже гонять их по полю, ферма механизирована.
Животноводство и ветеринария компьютеризированы, все процессы сопровождают ученые-практики.
50 процентов культур перевели под высокодоходные масличные, продаем в Китай, лен, масличную редьку. Зарплаты от 80 тысяч рублей (самая маленькая). И даже при всем при этом через определенное время хозяйство оказывается на грани банкротства. Если бы не госсубсидии правительства Башкирии (а хиленьких сегодня не поддерживают), пришлось бы сильно ужиматься, а то и вовсе закрыться.
Он поведал и о последней напасти, свалившейся в этом году.
Невзирая на безупречную кредитную историю хозяйства, банки без объяснения причин отказались давать кредиты на оборотные средства. Хотя бы 5-10 миллионов рублей. Что только не делал директор агрофирмы, банкиры улыбались, поили кофе с шоколадом и на этом все.
И такая ситуация повсеместна в Урало-Поволжье. Если уж и дают, то под такой процент, что заем теряет смысл. Поговорив со знакомыми работниками в кредитно-финансовой сфере, я выяснил, что многие банкиры нашли новую золотую жилу. Всевозможные финансовые спекуляции и разные операции на фондовом рынке.
Молодцы-ы-ы-ы, банкиры! Зачем заниматься проверками агрофирм, выезжать в глушь, проверять залог — импортную, еще не старую, кстати, технику, скоблить баланс, когда можно сделать несколько звонков, отправить пару бумажек, нажать на кнопочки и бац! Активы приросли без всяких рисков.
Что же прикажете делать фермерам и крупным хозяйствам? Идти к ростовщикам, бандитам? Если кто забыл, организованная преступность существует, и деньги для ростовщичества у таких людей всегда найдутся. Портфель республиканских госсубсидий ограничен. Он довольно ощутим, но не резиновый. Ежегодно сельхозпроизводители только Туймазинского района получают 300 — 350 миллионов лизинговых, растениеводческих и животноводческих субсидий. Страна специальную военную операцию ведет, это тоже затраты.
Многие хозяйственники Башкирии поговаривают о введении более жесткого механизма лимитирования спекулятивных операций банков. Чтобы большую часть средств они направляли в реальный сектор экономики. Пока действуют лишь меры в отношении валютных спекуляций, введенных Центробанком. Да и то ряд независимых экономистов называют их неэффективными.
Бывая в хозяйствах, могу сказать, что сегодня нет ничего сложнее выращивания скота и зерновых. Чем дальше, тем больше такая деятельность напоминает подвиг. Сейчас идет кормозаготовка, дальше — уборка зерновых. Аграриям надо помочь, хотя бы оборотными средствами или льготным дизтопливом, у нас ведь нефтяная республика.