Белоруссия и ООН: как республика вошла в число основателей нового мирового порядка

Белоруссия и ООН: как республика вошла в число основателей нового мирового порядка

В нынешнем году исполнилось 80 лет со дня подписания в Сан-Франсиско представителями 50 государств Устава Организации Объединенных нация (ООН), что ознаменовало новую веху в развитии международных отношений.

За последующие годы ООН многократно подвергалась критике, но продолжала оставаться главным инструментом решения глобальных вопросов на планете вплоть до настоящего времени. Белоруссия, которая также была в числе тех, кто был учредителем организации, всегда стремилась поддерживать международный авторитет данной структуры, прекрасно понимая, к каким серьезным последствиям может привести ее крах. Поэтому и сегодня, по прошествии многих десятилетий, в Минске настаивают на том, что именно ООН должна оставаться основной площадкой для решения существующих в мире проблем, а реформирование организации, на котором настаивают многие на Западе, должно происходить крайне осторожно и с учетом интересов всех участников международного процесса.

Такая позиция Белоруссии вполне объяснима, так как власти страны прекрасно помнят, через что прошла республика в середине ХХ века и с каким трудом она смогла стать полноправным участником Организации Объединенных наций.

Необходимо напомнить, что о необходимости создания новой международной организации, которая бы заменила дискредитировавшую себя Лигу Наций, мировые лидеры заговорили еще в 1941 году, когда Вашингтон и Лондон выступили с так называемой «Атлантической хартией» где заявили, что после уничтожения фашизма следует объединить усилия на пути к миру. К документу позже присоединился и Советский Союз, а в январе 1942 года представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали «Декларацию Объединенных Наций». Коренной перелом в Великий Отечественной войне 1943 года подтолкнул союзников к практической деятельности по созданию новой организации и уже на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре в совместном заявлении были определены конкретные цели, задачи и сроки ее формирования.

В ноябре-декабре того же года на Тегеранской конференции глав государств и правительств, президент США Франклин Рузвельт официально инициировал вопрос о создании международной организации по поддержанию мира, а в Москве было принято решение заняться подготовкой предложений по разработке основных принципов ее деятельности. При этом с самого начала США и Великобритания выступили против предложения СССР об участии в новой организации союзных республик, мотивировав это тем, что у них нет конституционных полномочий на ведение внешнеполитической деятельности.

В Москве обозначенную союзниками проблему решили довольно просто. В начале 1944 года сессия Верховного Совета Советского Союза приняла два закона: «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат» и «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». В последнем союзным республикам предоставлялось право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами. Позже в Конституции СССР и советских республик были внесены изменения, а уже в марте в БССР был создан Народный комиссариата иностранных дел.

Вместе с тем, как показали дальнейшие события, этих действий советского руководства оказалось недостаточно. Союзники СССР по-прежнему выступали против права советских республик отдельно участвовать в работе будущей международной организации. После официального предложения Москвы на проходившей с 21 августа по 7 октября 1944 года конференции в Думбартон-Оксе включить в число учредителей все республики СССР США и Великобритания заявили о неготовности обсуждать данный вопрос, а Рузвельт отметил, что к нему стоит вернуться только после того, как организация будет создана. На тот момент в Москве не хотели никаких трений с союзниками, а потому приняли решение поддержать расплывчатое предложение, в котором заявлялось, что «членами организации могут быть все миролюбивые государства».

Основным этапом борьбы за участие союзных республик в процессе создания ООН стала Ялтинская (Крымская) конференция, проходившая 4—11 февраля 1945 года. Союзники относились к инициативе СССР довольно сдержанно, хотя их позиции и перестали быть однозначными. Например, Лондон и сам намеревался получить в организации места для своих доминионов и Индии. В свою очередь, Москва прекрасно понимала, что добиться вхождения в ООН всех союзных республик будет крайне сложно, а потому вышла на конференцию с более реальным предложением, предусматривавшим признание в качестве членов-учредителей Белоруссии, Литвы и Украины, которые понесли колоссальные человеческие и материальные потери в годы войны и были первыми в Союзе, куда вторглась нацистская Германия. После дискуссий и взаимных уступок, западные союзники приняли решение поддержать предложение Москвы, но лишь в отношении Белоруссии и Украины. Как заявил на одном из заседаний в Ялте премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль, «мое сердце с Белой Русью („Уайт Раша“), которая, истекая кровью, свергла тиранов».

Вместе с тем, признавая героическую роль, которую население двух республик сыграло в войне, западные союзники в Крыму смогли отложить решение вопроса о приглашении БССР и УССР на учредительную конференцию в Сан-Франциско, но в качестве определенного компромисса были готовы поддержать советское предложение о допущении Украины и Белоруссии в число членов Ассамблеи. В Москве это вызвало серьезное недовольство, а в Минске и Киеве заявили, что направят свои делегации в США даже если у них не будет официального приглашения.

Накалявшаяся ситуация вынудила западных союзников смягчить свою позицию, и в апреле 1945 года США и Великобритании в ответ на очередной вопрос наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о приглашении Белоруссии и Украины согласились с участием двух республик в качестве первоначальных членов организации, когда она будет создана. По сути, действия советской дипломатии заставили Вашингтон и Лондон пойти на уступки, что стало ее серьезным успехом на международной арене тех лет.

25 апреля 1945 года представители 50 государств собрались на совещание в Сан-Франциско для обсуждения основ ООН, а уже через два Исполнительный комитет конференции единогласно принял решение о включении УССР и БССР в число первоначальных членов ООН. 1 мая генеральный секретарь конференции Альгер Хисс направил телеграмму на имя наркома иностранных дел Белоруссии Кузьмы Киселева, в которой сообщалось, что правительства США, Великобритании, Советского Союза и Китая приглашают правительство Белорусской ССР направить своих представителей для подготовки Устава всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, а также стать полноправным членом новой международной организации.

Белорусская делегация во главе с Киселевым, получившая полномочия подписать текст Устава ООН «при условии его последующей ратификации в порядке, установленном законодательством республики», прибыла в Сан-Франциско 6 мая. Здесь нарком иностранных дел БССР заявил, что республика будет проводить внешнюю политику в соответствии с собственными потребностями, но по принципиальным позициям она «будет совпадать с внешнеполитическим курсом СССР». Через два дня белорусские представители уже были среди тех, кто участвовал в работе Руководящего комитета конференции.

После многочисленных обсуждений ключевых вопросов на пленарном заседании конференции в Сан-Франциско 25 июня было заслушано сообщение комитета по проверке полномочий, где в том числе признавались полномочия делегации БССР. Одновременно ее представитель получал право подписать Устав ООН, что на следующий день и было сделано Кисилевым, который также был назначен докладчиком комиссии, занимавшейся вопросами Генеральной Ассамблеи. 30 августа 1945 года Верховный совет БССР ратифицировал Устав ООН, юридически закончив процесс вхождения республики в состав новой международной организации.

Необходимо признать, что все последующие действия БССР в ООН не были самостоятельными, так как полностью подчинялись политике союзного руководства. Более того, на протяжении последующих 13 лет Белоруссия была представлена в организации дипломатическими работниками, входившими в состав Постоянного представительства СССР в Нью-Йорке и только 28 марта 1958 года Совет Министров БССР принял постановление об учреждении при ООН своего Постоянного представительства, ставшего первым белорусским загранучреждением. Причем в качестве главных задач представительства были определены «защита национальных интересов», «обеспечение непрерывной связи правительства с Секретариатом ООН, основными органами ООН», а также участие в работе межправительственных органов, расположенных в штаб-квартире организации.

В последующем БССР активно работала в различных комиссия и структурах ООН, всячески стремясь поддерживать все мирные инициативы союзного руководства. Не изменилась политика Белоруссии на площадке организации и после распада СССР, а в последние годы Минск использует ее для донесения свое позиции до международного сообщества по самым различным проблемам. В том числе, белорусская сторона активно выступает против применения односторонних подходов в решении вопросов мира и безопасности, а также разрушения системы международного права, основанной на Уставе ООН.

Одновременно в Белоруссии подчеркивают, что в нынешних условиях глобальной трансформации системы международных отношений крайне важным является «укрепление центральной роли организации в решении мировых проблем, подменять которые действиями региональных структур, таких как НАТО, недопустимо».

В то же время, в Минске прекрасно видят проблемы как внутри ООН, так и вокруг нее. Поэтому Белоруссия уже не первый год выступает с предложениями, направленными на повышение эффективности работы Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета ООН. В 2024 году Постоянный представитель республики в организации Валентин Рыбаков отмечал, что «абсолютно неправильно говорить о том, что ООН не нужно реформировать, что не нужны усовершенствования, улучшения». Однако, по его словам, Минск делает упор в основном на реформировании того, каким образом работа в ООН построена, а не на глобальных изменениях, связанных с членством в Совбезе или полномочиями иных структур организации, на чем настаивают страны Запада и их сателлиты.

По сути, белорусская сторона сегодня выступает за то, что в случае проведения реформ в ООН, ее органы и учреждения должны получить «адекватные возможности для эффективной реализации уставных целей и задач по противодействию глобальным вызовам современности как в политике международной безопасности, так и в социально-экономической сфере». Как заявил 24 июня заместитель министра иностранных дел Белоруссии Евгений Шестаков, все государства признают Устав ООН и общие приоритеты, но не все беспрекословно следуют его положению, а поэтому «многим мировым лидерам не мешало бы лучше перечитать этот документ и скорректировать свои подходы по внешней политике».

Для Минска сегодня крайне важно «сберечь дух сотрудничества и взаимоуважения, зародившихся в Сан-Франциско», так как в ином случае ООН может ждать та же незавидная судьба, которую постигла Лигу Наций.

 

EADaily EADaily

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025