Бензин снова штурмует высоту цены в России: слишком много внеплановых ремонтов?

Бензин снова штурмует высоту цены в России: слишком много внеплановых ремонтов?

Цена бензина на бирже снова растет и Аи-92 установил 16 сентября новый рекорд. Произошло это после того, как ВСУ атаковали один из крупнейших НПЗ в России — в Киришах Ленинградской области. Ажиотаж или нехватка топлива?

16 сентября бензин Аи-95 установил новый рекорд цены на Петербургской бирже. Его стоимость выросла до 73,14 тыс. рублей за тонну и превысила предыдущий максимум в 72,66 тыс. рублей 21 августа.

Премиальный Аи-95 также подорожал — до 79,4 тыс. рублей за тонну, но ему далеко до рекорда 3 сентября в 82,3 тыс. рублей.

В этой ситуации стремительно дорожает дизельное топливо, цена которого до этого сохраняла стабильность. Стоимость летнего дизеля выросла 67,1 тыс. рублей за тонну.

Накануне ВСУ пытались атаковать дронами один из крупнейшим комплексов по переботке нефти в России — в Киришах Ленинградской области.

«В районе Киришей уничтожено 3 БПЛА. Возгорание на территории завода КИНЕФ, произошедшее из-за падения обломков беспилотника, ликвидировано. Пострадавших нет», — писал рано утром 14 сентября губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

В Reuters со ссылкой на источники утверждают, что падение сбитого беспилотника остановило ключевой перерабатывающий блок.

Одна из установок завода была остановлена из-за пожара. На нее приходится почти 40% от общей мощности завода по переработке нефти, составляющей около 20 миллионов тонн в год, или 400 000 баррелей в сутки», — пишет Reuters.

По данным собеседников агентства, ремонт может занять около месяца, в то время как другие участки НПЗ увеличат производство на 20% и это позволит поддерживать мощность в 75%.

ВСУ начали массированные атаки на российские НПЗ несколько месяцев назад и до этого часть мощностей российских НПЗ также выводили во внеплановый ремонт. Но тогда рост цены объясняли больше сезонностью и попыткой производителей увеличить выплаты по демпферу.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что может быть определенный ажиотаж на новостях о том, что продолжаются удары по российским НПЗ.

«То есть, с одной стороны, мы видим, что спрос постепенно снижается, в том числе на бензин. Но, с другой стороны, постоянно все говорят о рисках снижения объемов производства», — говорит эксперт.

Он отмечает, что оперативной официальной статистики нет, но все видят, что атаки ВСУ на НПЗ.

«Ажиотаж может быть. Мол, давайте купим побольше сейчас, потому что мы видим эти удары, и неизвестно, к чему это приведет», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

По его мнению, это больше психологическая реакция рынка и пока дефицита в масштабах страны бензина нет.

«Есть случаи, когда нет 95-го, например, бензина на АЗС. Но это проблема независимых АЗС. Потому что независимые АЗС покупают топливо на бирже и в августе они были высокие. А так как им нельзя увеличивать свободно цены в рознице, то получается, что они генерировали убытки. И чтобы не генерировать убытки, они предпочитают просто не продавать», — отмечает Игорь Юшков.

Основные же поставки обеспечивают вертикально интегрированные компании и на их заправках топливо есть, замечает ведущий аналитик ФНЭБ: «Поэтому говорить о том, что у нас в масштабах страны есть дефицит топлива, мы не можем».

«Скорее всего, это реакция на то, что Минфин никак с августовским демпфером (компенсацией за увеличение внутренних поставок вместо экспорта) не определится. Плюс все ждали, что ставка станет ниже на уровне 16−15% и откладывали покупки. Скорее, это лебединая песня роста цен на бензин, ведь скоро туристы перестанут потреблять топливо в летнем режиме, да и летний пик уборочной близится к завершению», — считает независимый промышленный эксперт Максим Худалов.  

EADaily EADaily

16:05
12
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025