Больше чем кино: в Челябинске отреставрируют историческое здание кинотеатра имени Пушкина
Последний сеанс перед закрытием на реставрацию одного из старейших на Урале и знаменитого на всю страну киноцентра планировался 7 марта. Все работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения планируют провести до конца этого года. Научно-проектная документация в декабре 2024-го получила положительное заключение Госэкспертизы Челябинской области. И, кстати, в этом году исполнится ровно 90 лет, как исходный проект здания утвердило Управление кинофикации СССР, а это было в августе 1935 года.
Новый кинотеатр на улице Пушкина в центре Челябинска открылся в уже в 1937 году, к столетней годовщине со дня смерти поэта и получил его же имя в своем названии. В предвоенные годы в СССР строительство кинотеатров и домов культуры с кинозалами приобрело массовые масштабы и велось ускоренными темпами. В это неспокойное время именно кинопродукции в разных форматах отводилась первостепенная роль в идеологической и культурно-воспитательной работе со всеми слоями населения. И для расширения прямого контакта с массовым зрителем по всей стране требовались архитектурные пространства, наполненные новыми смыслами и техническими возможностями.
И, возможно, появление челябинского кинотеатра имени Пушкина так бы и осталось лишь фактом местной истории столицы Южного Урала, если бы не одно обстоятельство. Это был второй в СССР двухзальный кинотеатр и первый – за пределами Москвы.
Его спроектировал известный советский архитектор Яков Абрамович Корнфельд (1896-1962). Он же был автором двухзального кинотеатра «Родина» на Семеновской площади в Москве, который считается первым из реализованных в стране подобных проектов. Хотя оба здания создавались практически синхронно в столице и на Урале.
Кинотеатр «Родина» в Москве
Корнфельд также был одним из основоположников концепции массового советского кинотеатра, которая начала формироваться в середине 1930-х годов. И основным центром этой работы стала Всесоюзная академия архитектуры. А точнее - научный отдел жилых и общественных зданий, где и работала группа архитекторов под руководством Якова Корнфельда. К числу главных его новаторских достижений относят разработку первых в истории отечественного градостроительства типовых проектов многозальных киноцентров. И одной из первых экспериментальных площадок был выбран Челябинск как крупный промышленный центр, где организация культурного досуга трудящихся и их семей была особенно важна для социальной и политической стабильности. Поэтому и подходы к проектированию экспериментальных киноплощадок были особенными. Их впервые систематизировал архитектор Корнфельд и представил в своем докладе «Кино в городе» в 1935 году – на примере только что разработанного проекта двухзального кинотеатра в Челябинске на 900 мест.
«Кинотеатры должны стать архитектурной осью в плане и застройке района. Лучшие площади района нужно отвести для кино, ориентируя на него магистрали», – отмечал Яков Корнфельд. Он также считал, что «свободно поставленный на просторном участке, объем кино станет одним из монументальных сооружений района», и тем самым обретет дополнительные силы притяжения и интереса массового зрителя.
Кроме того, архитектор экономически обосновал идею многозальных киноцентров как наиболее эффективную модель использования городского пространства. Во-первых, такой подход позволял сократить расчетные объемы пространства (кубатуру) на одного зрителя, что экономит 25–30% стоимости здания по сравнению с однозальным кинотеатром.
Во-вторых, с точки зрения Я.А. Корнфельда, было чрезвычайно важно, что «многозальная система радикально изменяет бытовую обстановку кино», предлагая простому обывателю пример «высоко эстетического быта» и комфорта. «В залах нет необходимости уплотнять ряды для увеличения емкости или проектировать балкон, ряды кресел устанавливаются на расстоянии не менее 1 м, ширина сидений задается не менее 55 см, планируются широкие межрядные проходы», - так анализирует архитектурный эксперимент, реализованный в Челябинском кинотеатре, доцент Южно-Уральского государственного университета Евгения Конышева.
Тем временем, все преимущества многозальной концепции кинотеатра в полной мере проявили себя уже в начале Великой Отечественной войны. Он стал реальным центром притяжения для горожан, а во многом – и местом укрытия от тягот войны. Кинотеатр перешел практически на круглосуточный режим работы: показ начинался в 8 часов утра, а последний сеанс заканчивался в 2 часа ночи. Так жители Челябинска и работники многих эвакуированных предприятий получили возможность в любое удобное время прийти в кино, чтобы увидеть не только любимые фильмы и новые картины, снятые за годы войны, но и фронтовую кинохронику. А в День Победы, 9 мая 1945 года, механики кинотеатра имени Пушкина демонстрировали кинофильмы прямо на улице, установив стационарную аппаратуру на грузовике. Исторический киносеанс продолжался всю ночь. А многие работники кинотеатра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Первую крупномасштабную реконструкцию челябинского кинотеатра провели в середине 1990-х. В результате он был преобразован в современный комплекс «Театр плюс кино». С 1997 года здание находится под охраной государства как объект культурного наследия. Новый проект по его сохранению предполагает капитальный ремонт инженерных сетей и ряд иных мер для поддержки нормативного эксплуатационного состояния здания - без изменения его архитектурных и конструктивных особенностей, составляющих предмет охраны. Также примечательно, что работы запланированы в рамках нового нацпроекта «Семья». Еще один аргумент в пользу того, что старинный кинокомплекс для челябинцев имеет гораздо большее значение, чем просто билет на киносеанс.
Фото: ООО «ГенСтройПроект» (г. Томск), Wikimedia Commons / Никонико962 (CC BY-SA 4.0)