Буратино, Стиралка, Каблук — как появились имена грузовых Москвичей

Москвич Буратино

Буратинами прозвали первые грузовые Москвичи, появившиеся на улицах Москвы осенью 1947 года. Фургоны выпускали на основе Москвича-400 – первого в истории страны массового автомобиля, который можно было купить без специального разрешения. СССР остро были нужны и грузовики малой грузоподъемности, а другой подходящей модели, помимо Москвича, просто не было.

Фургон Москвич-400-422, как и базовый автомобиль, оснащали 23-сильным двигателем рабочим объемом 1,1 л и трехступенчатой коробкой передач.

Для грузового автомобиля разработали так называемое коммерческое шасси Москвич-400-422К – половина автомобиля со всеми силовыми элементами, задними крыльями, стандартным передком, передними дверями и на колесах. На таких самоходных шасси с силовым агрегатом и всеми элементами ходовой части и делали фургоны грузоподъемностью 250 кг.

А «Буратино» машины прозвали потому, что кузов с распашными задними дверями грузового отсека делали из дерева и фанеры.

Сначала грузовые Москвичи выпускал сам МЗМА. Но завод был сильно перегружен и производство передали на ремонтное предприятие хозяйственного управления МВД, куда и отгоняли шасси.

Помимо этого предприятия фургоны, в том числе изотермические, делали московский рефрижераторный завод, завод министерства пищевой промышленности, иные небольшие предприятия. Часть фургонов были высокими – прообразы более поздних «каблуков».

Всего до 1956 года собрали почти 13,5 тысяч грузовых Москвичей первого поколения. Сделали и прототип – пикап с прицелом на использование в армии, но в серию такой автомобиль не пошел.

Металлический фургон Москвич

Фургон на базе Москвича-402 стал первым для МЗМА цельнометаллическим. Разработав такой автомобиль, перегруженный завод медлил с его пуском в производство. Главным заказчиком поначалу выступало министерство связи СССР, и МЗМА хотел ограничиться версией пятидверного универсала Моквич-423 со снятыми задними сиденьями и решетками на задних боковых окнах и окне двери багажника.

Но почтовое ведомство требовало полноценного трехдверного фургона, да и иным организациям такой автомобиль был остро необходим. Кстати, Москвичи-фургоны всегда были дефицитом. В личную собственность их, естественно, не продавали. Но и многие предприятия не могли получить такую машину.

Фургон Москвич-430 на 250 кг груза с задней грузовой дверью, открывающейся влево, серийно выпускать начали в 1958 году уже с мотором модели 407 рабочим объемом 1,4 л и мощностью 45 л.с.

Между сиденьями и грузовым отсеком стояла перегородка со съемной верхней частью и зарешеченным окошком. Сначала задние боковые двери без стекол просто заделывали. Позднее сделали новую боковину, с которой фургон стал выглядеть аккуратнее и симпатичнее.

Аналогичные автомобили – Москвсич-432 с 45-сильным двигателем делали и на базе Москвича-403. Часть фургонов отправляли на экспорт с отделкой, как у экспортного Москвича-403ИЭ – с крупной решеткой радиатора и иными подфарниками. Кстати, Москвичи-фургоны этого поколения стали, по сути, первыми в СССР серийными легковыми автомобилями с наружными зеркалами заднего вида. На пассажирские машины их в те годы ставили, в основном, лишь для экспорта.

На базе Москвичей второго поколения Луцкий завод, который позднее стал известен компактными внедорожниками ЛуАЗ, делал рефрижераторы ЛуМЗ-945, рассчитанные на 170 кг скоропортящихся продуктов.

Пикапов МЗМА не делал. Вернее делал, но не товарные, а лишь для собственных нужд. На заводе их называли тягачами и собирали сотнями в год из отбракованных кузовов. Также пикапы делали из изношенных машин небольшие авторемонтные предприятия и автобазы по всей стране.

Москвичи Стиралка и Каблук

«Стиралками» иногда называли фургоны третьего поколения – Москвичи-433 и 434 с двигателями мощностью 50 л.с. и 75 л.с. соответственно. Верхняя часть боковин кузова имела ребра жесткости, напоминающие стиральную доску.

Москвич-433 на базе модели 408 в производство запустили в 1966 году. Сначала автомобили имели двухчастные задние двери грузового отсека, как у универсала Волга ГАЗ-22. Затем конструкцию упростили, сделав цельную подъемную дверь. В 1969 году верхнюю часть внутренней перегородки убрали, зато, как и в пятой двери универсала, сделали стекло в двери грузового отсека.

Дизайн передка и салона фургонов меняли, как и у базовой модели. А задняя часть кузова оставалась практически неизменной вплоть до 1977 года, когда сняли с производства фургон последнего поколения Москвич-2734 на базе седана 2140.

Вариант с 50-сильным мотором Москвич-2733 серийно не делали, справедливо признав слишком маломощным для середины 1970-х годов. Но и фургонов 2734 с 75-сильными двигателями построили в 1976-1977 годах менее пяти тысяч штук.

АЗЛК прекратил выпуск фургонов, в том числе и потому, что их в больших количествах выпускал ижевский завод. Формально ИЖ-2715, производство которого начали в 1972 году, Москвичем не назывался, но базировался он на кузове, узлах и агрегатов Москкича-412. Ижевский фургон быстро получил прозвище «каблук» за высокий кузов с распашными дверями сзади.

Центр тяжести у такого фургона был, конечно, выше, чем у московского. Что послужило особым поводом к обсуждению при приемке машины к производству. Но зато ИЖ-2715 был вместительней и удобней московских машин. Просто не надо было его перегружать и воспринимать, как гоночный автомобиль.

На базе Москвичей-стиралок делали экспериментальные пикапы, в том числе и с правым рулем. Но товарных пикапов по-прежнему не выпускали. Пикапы АЗЛК, как и прежде, собирал лишь для внутризаводских нужд, а ремзаводы делали их из аварийных и изношенных автомобилей всех моделей.

А вот ижевский завод параллельно с фургонами развернул выпуск пикапов ИЖ-27151. В Ижевске грузовые машины на базе Москвича-412 делали до начала 2000-х годов. Всего изготовили около 900 тысяч ИЖ-2715 и более 135 тысяч ИЖ-27151.

В Москве с 1992 года выпускали пикап Москвич-2335. Но это была уже совсем другая переднеприводная машина и иная, довольно грустная история.

Британский и финский Москвичи

Недостаток пикапов в модельном ряду Москвичей в начале 1970-х годов решили восполнить британцы, поскольку на Альбионе Москвичи несколько лет пользовались неплохим спросом. Аккуратные грузовики с чехлом на кузове делали из экспортных праворульных фургонов Москвич-434ПЭ.

Хитрые финны пошли иным путем, решая другие задачи. Из фургонов Москвич-433 в Финляндии делали трехдверные универсалы Elite Paketti. Машины получали боковые стекла, но числились грузовыми – такие автомобили в Финляндии облагали меньшими налогами.

В Союзе фургоны работали в государственных организациях, поэтому сохранилось их немного. Казенные машины эксплуатировали нещадно, а потом сдавали в металлолом, сняв на запчасти все относительно пригодные детали.

Но некоторые автомобили все-таки попали в личную собственность. Большинство из них тоже уездили до плачевного состояния. Но иные оказались в заботливых руках, которые их даже отреставрировали.

«Двойка» с секретами — самые редкие версии универсала ВАЗа: эксперт Канунников рассказал про неизвестные и необычные модификации ВАЗ-2102.

«За рулем» можно читать в Одноклассниках  

За рулем За рулем

03:05
23
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025