Центробанк определил признаки мошеннических операций при снятии наличных в банкоматах

Центробанк определил признаки мошеннических операций при снятии наличных в банкоматах

Приказом Банка России установлены девять признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов.

Приказ вступит в силу с 1 сентября. С этой даты банки, которые оформили клиенту платёжную карту, обязаны при выдаче наличных через банкоматы проверять, руководствуясь этим перечнем, не находится ли человек под воздействием мошенников, а также не совершает ли эту операцию злоумышленник.

Если операция соответствует хотя бы одному из критериев, банк немедленно сообщит об этом клиенту и на 48 часов установит лимит на выдачу наличных денег в банкомате — до 50 тысяч рублей в сутки. Снять более крупную сумму в этот период можно в отделении банка. Способ информирования предусмотрен договором клиента с банком. Как правило, это SMS или пуш-уведомление, поясняет Центробанк.

Признаки возможного мошенничества

Нехарактерное для человека поведение при снятии денег: непривычное время суток; нетипичная сумма снятия; нестандартное местонахождение банкомата; подозрительная периодичность (частота) запросов на выдачу наличных денежных средств в течение календарного дня. Превышение установленного правилами платёжной системы времени направления ответа на запрос (APDU-команда, от «application protocol data unit») – в рамках взаимодействия банкомата и платёжной карты или токенизированной (цифровой) платёжной карты. Запрос на выдачу средств несвойственным клиенту способом, например, не с карты, а по QR-коду или виртуальной карте. Снятие денег в течение 24 часов после оформления кредита (займа) или увеличение лимита на выдачу наличных, в том числе по кредитной карте, а также перевод на свой счёт более 200 тысяч рублей по системе быстрых платежей (СБП) со своего счёта в другом банке либо досрочное закрытие вклада на аналогичную сумму. Наличие информации об уровне риска осуществления операции без добровольного согласия клиента, о факторах риска компрометации данных электронного средства платежа, направленной в авторизационных сообщениях оператором услуг платёжной инфраструктуры, если это предусмотрено правилами платёжной системы. Наличие у банка информации, что как минимум за 6 часов до операции у человека изменилась активность телефонных разговоров; выросло количество SMS с новых номеров, в том числе в мессенджерах и от единого портала госуслуг (ЕПГУ). Проблемы с устройством: данные о том, что на устройстве, с которого направляется запрос на выдачу наличных, установлено вредоносное программное обеспечение; нетипичные для клиента параметры и события в сессии дистанционного банковского обслуживания (использование нетипичного провайдера связи, операционной системы, приложения пользователя, инструментов, обеспечивающих сокрытие сессионных данных); смена номера телефона в личном кабинете договора банковского счёта или личном кабинете на ЕПГУ; изменение идентификационного модуля устройства клиента и (или) параметров устройства. Пять и более отказов в выдаче наличных в течение календарного дня. Совпадение сведений, относящихся к клиенту банка и (или) его электронному средству платежа, со сведениями, размещёнными в ГИС противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Напомним, закон о создании ГИС, упомянутой в п. 9, подписан в апреле 2025 и вступит в силу 1 марта 2026. В системе будет храниться информация о лицах, совершивших противоправные действия с использованием сети связи общего пользования, в том числе информация об абонентских номерах, используемых в целях совершения противоправных действий с использованием сети связи общего пользования.

См. также: Число жалоб на банки растёт из-за мер борьбы с финансовым мошенничеством – Центробанк >>> 

Фото (с) freepik/Dragana_Gordic 

 

Digital Russia Digital Russia

15:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025