Цены на импортные товары на маркетплейсах догонят магазинные

Цены на импортные товары на маркетплейсах догонят магазинные

Минфин предложил обложить налогом на добавленную стоимость зарубежные товары с маркетплейсов, следует из законопроекта, который размещен на портале проектов нормативно-правовых актов. Если документ будет принят, то с зарубежных товаров маркетплейсы будут платить НДС в 2027 году —  пять процентов, в 2028 году — 10 процентов, в 2029 году — по налоговой ставке 15 процентов, а начиная с 2030 года — 20 процентов. «Парламентская газета» выяснила, каких эффектов следует ждать людям.

Налоговое преимущество

Минфин подготовил законопроект, который вводит НДС для импортируемых товаров, которые россияне купили на маркетплейсах.

«Законопроект подготовлен в рамках плановой работы в связи с принятыми в 2023 году изменениями в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Протоколом о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, ратифицированным всеми странами — участницами Евразийского экономического союза, предусмотрено выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и создание нового института — оператора электронной торговли», — обосновал причины введения НДС для этих товаров Минфин в своем телеграм-канале.

Кроме формальных причин, есть и вполне практическая. Еще год назад статс-секретарь, заместитель министра финансов Алексей Сазанов указывал, что бурному развитию маркетплейсов способствовало отсутствие необходимости уплачивать те же налоги, что платят традиционные оффлайн-магазины.

«Устанавливая дополнительное косвенное налогообложение на торговлю через маркетплейсы, Минфин формально способствует выравниванию ценовых ориентиров с традиционным розничным сектором, который претерпел существенное сжатие в последние годы, ровно из-за активного распространения электронной торговли», — согласился с аргументацией ведомства эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.

Другими словами, маркетплейсы в отличие от традиционных магазинов не платили НДС. Благодаря этому могли устанавливать более низкие цены на товары, что естественным образом привлекало все больше покупателей на онлайн-площадки. Одновременно оффлайн-магазины платили все налоги и своих покупателей теряли, а значит, сокращались и поступления в бюджет.

«Формально можно было бы согласится с предлагаемой концептуальной идеей выравнивания конкуренции в сфере товарного обеспечения населения, а также с обеспечением компенсации выпадающих бюджетных доходов в связи с сокращением классического розничного сектора», — считает Владимир Саськов.

В России предложили ввести НДС для зарубежных товаров с маркетплейсов

© Владимир Астапкович/РИА Новости Документ с особенностями

Согласно законопроекту, предлагается обложить НДС все товары, купленные гражданами за рубежом через маркетплейсы. Причем предполагается поэтапное повышение налога. Если в 2027 году ставка НДС составит пять процентов, в 2028 году — 10 процентов, в 2029 году — 15 процентов, то с 2030 года — 20 процентов.

В этом заключается одна из особенностей законопроекта, поскольку стандартная ставка этого налога уже со следующего года должна составить 22 процента, обратил внимание «Парламентской газеты» независимый эксперт по налоговой политике, автор и ведущий телеграм-канала Борис Луцет. Вторая особенность — включение суммы таможенной пошлины в налоговую базу для расчета НДС из-за чего налоговая нагрузка будет еще выше.

«Вместе с тем не разовое, а постепенное увеличение налоговой ставки, притом с 2027 года, отмечается экспертами в качестве несомненного плюса предложенных норм — таким образом рынку дают возможность подготовиться и адаптироваться к новым условиям», — отмечает эксперт.

При этом пока документ предполагает, что платить НДС за зарубежные товары будут сами электронные торговые площадки.

«На данный момент законопроектом предусмотрены положения о постановке налоговых агентов (электронных торговых площадок) на налоговый учет, но, вероятно, данный вопрос еще будет обсуждаться и дорабатываться», — отмечает Борис Луцет.

И здесь скрывается еще одна особенность нового регулирования.

Таможня поможет маркетплейсам очиститься от контрафакта

© freepik.com Онлайн уже не сэкономить

Формально обозначая новый вид налоговых изъятий как НДС, тем не менее это фактически налог с продаж, полагает Владимир Саськов. Так как, определяя налоговую базу как объем реализации, положения законопроекта не фиксируют порядок получения вычетов.

«То есть в данном случае будет происходить прямолинейное увеличение конечной стоимости товаров, реализуемых через маркетплейсы», — указал эксперт.

Более того, в случае утверждения законопроекта ряд товаров на маркетплейсах станет покупать невыгодно.

«Наиболее явным ужесточением является запрет на применение налоговых льгот по НДС, установленных при ввозе статьей 150 Налогового кодекса. В такой ситуации дискриминированными оказываются уже клиенты самих электронных площадок, поскольку приобретение схожего товара через них станет более затратным. Это относится, например, к медицинским товарам и культурным ценностям», — предупредил Борис Луцет.

В результате балансировки между розницей и онлайн-продажами эксперты ожидают роста цен и там, и там в перспективе до 2030 года.

«Есть опосредованный риск подтягивания розничных цен, особенно в перспективе 2030 года и далее. Так как отнюдь не по всем товарным группам ценовая разница между предложением розницы и маркетплейсов находится в параметрах 20 процентов», — отметил Владимир Саськов.

В числе прочих рисков Борис Луцет также указал на возможность роста теневого сектора в торговле.

Не только маркетплейсы: зачем цифровые платформы собирают в реестр  

Парламентская газета Парламентская газета

06:05
41
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025