Чей туфля: музейная экспозиция рассказывает о том, как обували ярославцев
В музее истории Ярославля представили уникальную экспозицию обуви XVI века. Реликвии в виде клочков кожи несколько лет назад археологи извлекли из раскопа у Митрополичьих палат, и затем в течение более двух лет над нами колдовали реставраторы, чтобы раскрыть тайны средневековой моды и бытования.
В подвал за ароматом времени
– В Ярославль мы влюбились давно, работаем здесь более 20 лет, и за это время накопали огромное количество археологического материла. Подавляющая его часть хранится в государственном музее-заповеднике. Но исторических экспозиций о средневековье, достойных великого прошлого Ярославля, в городе явно не хватает. Они нужны, их нужно наполнять артефактами. При всей нашей любви к мультимедийности, она лишь дополняет подлинные вещи, которые позволяют ощутить аромат времени, – сказала на открытии выставки «Сапожок» в Музее истории города Ярославля заместитель директора, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии Российской академии наук, кандидат наук Ася Энговатова.
На этой выставке в Музее истории города Ярославля имени В.Г. Извекова ярославцы увидели уникальные археологические находки, датируемые XVI веком. Это кожаная обувь, детали которой были найдены в подвале одного из когда-то существовавших на берегу Волги древних срубов.
В наши дни на этом месте планировали возвести фешенебельную гостиницу, и перед этим, как полагается, предоставили археологам площадку для изучения культурного слоя.
– Лето тогда выдалось дождливым. Раскопы сразу же заполнялись водой, грунт размягчился до степени жидкой грязи. Археологам работать в таких условиях было тяжело, – вспоминает Ася Энговатова.
Но они не сдавались: скрупулезно собирали свидетельства прошлого, в том числе небольшие, а иногда и крошечные обрезки кожи. В музеях древние экспонаты представлены во всей своей красоте и выразительности. Но вовсе не такими их обнаруживают ученые.
– Обыватели полагают, что в ходе раскопок археологи обычно находят клады: золото, серебро и другие драгоценности. На самом деле, археологический материал часто довольно неказист. 90 процентов его – это черепки, всякие железки, остатки кожевенного производства. Эти старинные вещи зачастую не вызывают интереса даже у… музейщиков, которые порой нам говорят открытым текстом: зачем вы тащите к нам весь ваш этот мусор? Он не экспозиционный, – раскрывает «закулисье» профессии Ася Энговатова.
Но настоящие археологи в отличие от черных копателей не стремятся выхватить самые ценные находки из культурного слоя, поскольку каждая эпоха интересна, и изучать ее нужно в совокупности всех имеющихся исторических данных. Иначе что-то потеряется, и восстановить единое историческое полотно будет гораздо сложнее, а значит, понимание хода исторических процессов может быть искажено.
– Нам нужны все старинные вещи. Найденные в Ярославле кожевенные остатки это ярко иллюстрируют. Не собери мы их в количестве более 200 – вряд ли смогли вы полностью восстановить сапоги XVI века и дать представление о том, какую обувь носили в то время ярославцы, – объясняет Ася Энговатова.
В исторических документах практически нет сообщений о том, из чего и как шили этот важный элемент одежды, какие фасоны предпочитали, чем украшали и насколько долго использовали. Почти единственный источник сведений об этом – археологические находки.
– Археологическую кожу мало найти, ее надо своевременно отреставрировать, иначе она быстро разрушается. А подарить ей новую жизнь – весьма дорогостоящая процедура, немногим музеям по карману. Нам удалось ее осуществить благодаря сотрудничеству с научно-реставрационным центром им. И.Э. Грабаря.
Из разрозненных деталей были восстановлены два десятка образцов обуви, произведенной ярославскими мастерами около 500 лет назад. Судя по размерам – от 40-го до 42-го – носили их мужчины.
Жертвы средневековой моды
Впрочем, старший научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея, доктор наук Дмитрий Осипов уточняет: в XVI веке различий между обувью женской и мужской еще не существовало.
– На Руси в богатых средневековых городах, таких как Ярославль, в отличие от деревни, жители носили кожаную обувь. Она была пусть и не дешевым, но ходовым товаром, а сапожник – массовой профессией. Женские от мужских сапог отличались почти исключительно размером, причем на левую и правую ногу их шили одинаковыми и потом разнашивали, – удивляет Дмитрий Осипов.
Высшее сословие и люди среднего достатка носили практически одни и те же фасоны обуви. Она различалась лишь качеством кожи и ее цветом: яркие красные, зеленые сапожки могли себе позволить преимущественно богачи.
– Мода существовала уже тогда, об этом свидетельствуют острые носы всех найденных в Ярославле сапог. Впрочем, ярославские модники не уподобились своим европейским собратьям, которые в XIV – XV веках носили крайне неудобную обувь, острые носы которой достигали порой 40 сантиметров, и их приходилось привязывать к голеням или поясу, – поясняет Дмитрий Осипов.
У русских модников в то время в ходу был небольшой – и к тому же внутренний (состоящий из нескольких кососрезанных прокладок) каблук. Лишь в XVII веке он стал наборным – собранным из отдельно выкроенных пластин и достиг высоты 10 сантиметров.
– В отсутствие супинатора – детали низа обуви, поднимающей внутренний край стопы, это создавало большие сложности при ходьбе. Можно представить, сколько лодыжек было из-за этого сломано! Но и в то время щеголи руководствовались принципом: красота требует жертв, – говорит эксперт.
Шили в средневековье также промысловую – рыбачью, охотничью – обувь с голенищами 50 – 60 сантиметров, которые не могли самостоятельно держаться в вертикальном положении, и их специальными завязками крепили к поясу. Назывались они бахилами.
– Когда археологи находят в раскопах детали кожаных вещей, они порой не сразу могут определить их предназначение. К примеру, на территории Московского Кремля был обнаружен клочок кожи, который первоначально автор находки определила как намордник для котенка. Лишь позднее стало ясно, что это клобучок (кожаная шапочка) для ловчих птиц, – сказал Дмитрий Осипов.
Много интересного об укладе жизни наших далеких предков рассказали археологические находки. К примеру, они подтвердили, что в Ярославле уже в средние века существовало собственное кожевенное и обувное производство. Причем из письменных источников известно, что ярославская кожа активно экспортировалась и ценилась за границей. И до сих пор это наш бренд, предмет законной гордости.
Но еще не все участки культурного слоя раскопаны, не все загадки прошлого раскрыты. И на хрестоматийный вопрос «Чей туфля?» из любимой комедии Гайдая «Кавказская пленница» нужно продолжать искать ответы.
0+